_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Доменико Гирландайо

Будучи недавно в Берлине, познакомилась с жж-юзером - ne_goya - отличным художником и адским спорщиком. Естественно, зацепились языками и проболтали "за искусство" почти до полуночи. Одной из тем оказался Микеланджело. - Ну вот у кого он учился? - припер меня к стенке ne_goya. - Не помню, - честно сказала я, потому что знала, что с ученичеством у великого как-то не задалось.
Тем ни менее, учителей у него было аж двое - скульптурой он занимался у Бертольдо ди Джованни, а до этого год проучился у живописца, которого звали Доменико Гирландайо.
По крайней мере одну картину Гирландайо вы знаете. Вот эту:

"Портрет старика с внуком" - 1488 год.

Пишут про неё как-нибудь так обычно: "покрытое бородавками лицо старика контрастирует со свежим личиком ребёнка" или "несмотря на безобразие старика, эта сцена наполнена искренней любовью".
Ну и чо тут скажешь - всё так. Контрастирует. Выражает. Хотя с размерами пацана он, конечно, облажался - мелковат пацан для таких пропорций. А с другой стороны, кто тогда те портреты писал с натуры - деда отдельно, после трёх-четырёх набросков и одного этюдика в цвете (а то и без него, так, прямо на наброске пометить - "одежда - красная", пацана - с одного наброска, главное, чтобы на ангела был похож.

Общеизвестная биография Гирландайо была, как водится, написана Джорджо Вазари. Из неё мы знаем, что родился он в 1449 году во Флоренции, и звали его Доменико Бигорди, а прозвище "Гирландайо" он, якобы, унаследовал от отца-ювелира, придумавшего крайне популярное у барышень украшение в виде гирлянды.
Историки на этом месте впадают в лёгкий ступор, потому что по документам Томмазо ди Коррадо-Бигорди был кожевенником, торговцем шёлком и венками.
А с другой стороны, Вазари, в отличии от историков, с сыном Доменико был знаком лично, так что ювелир так ювелир. Ну и, будем честны, сыну ювелира тогда к живописи придти было легче, чем сыну кожевенника, потому как базовое образование для всех, занимавшихся изобразительным искусством, было очень сходным. Так что отталкиваемся от Вазари: обучался у отца на золотых дел мастера, но сизмальства тянулся к живописи, поэтому после смерти папы семейное дело похерил (хоть и унаследовал ювелирную лавку), а пошёл к кому-то поучиться. Предположительно, к Алессо Бальдовинетти. Не слышали о таком? Я тоже. А зря - за одну эту тётку стоит его запомнить:


Я считаю, это очень круто - такой нос и в профиль.
И вот эта мадонна с младенцем-креветкой мне весьма мила:


Я вот прям таки верю, что учился он именно у Алессо. Тот, конечно, куда попроще будет, но перекликаются они здорово и даже в самых поздних работах Доминико стиль учителя порой всплывает:

а ещё Алессо страшно любил экспериментировать с красками, писал по золоту лессировками и много работал темперой, что для итальянцев того времени (в целом) уже не очень характерно, а вот для Гирландайо - весьма.

Самостоятельную карьеру (по Вазари) Доменико начал в 1470 году (фресками с житием Павлина Ноланского), но они всё рано не сохранились, так что пропустим. А вот от фресок в капелле Веспуччи (1472 год) кусочек сохранился:


После чего он вступил в Братство святого Луки (объединявшее живописцев и скульпторов) и (опять таки по Вазари) «завоевал себе величайшую славу и приобрёл известность».
Хотя, думаю, преувеличивает.
Потому как вот этого для величайшей славы явно маловато:

"Мадонна с младенцем" 1473 год - не знаю, откуда с ним приключилось в 24 года такое жеманное, манерное пшено. Подозреваю, это была попытка перелома собственного стиля под технику более станково-живописную, чем фресковую - с мягкой лепкой, попыткой избавиться от контура и цветовых условностей. Хорошо, что быстро одумался, потому что некоторые могут так себе руку ломать, а некоторым это не надо, кому велено мурлыкать - не чирикайте, хуже выйдет.

Кстати. забавно наблюдать в живописи эти качели - "хочу, как выразительно-хочу, как настоящее - хочу, как выразительно". Посмотрите сами - от условности готики к жизненности Ренессанса, оттуда к условности маньеризма. классицизма и иже с ним - и-и качаемся к импрессионистам, а потом Петров-Водкин опять открывает Америку, возвращаясь к иконописи. Но Петрову-Водкину было куда легче, чем Гирландайо - база прошлых знаний больше.
Но вернёмся к нашему Доменико.


В 1475 году написал он житие святой Фины - и с этих фресок мы может отсчитывать того самого Гирландайо, у которого было чему поучиться Микеланджело:

"Успение святой Фины"
(Сан Джиминьяно, капелла Санта Фина)


"Погребение святой Фины"

Вот вам деталечка поближе:


А чего тут такого особенного? - спросите вы? Да ничего, собственно, просто хорошая фресковая живопись, базирующаяся на работах великих. Грамотная композиция, прекрасно выдержанный баланс между архитектурой, природой и фигурами, спокойная выразительность поз, изумительно прописанные детали.
Не заметить достоинств художника было нельзя - и их таки заметили - Гирландайо вместе с братом Давидом пригласили в Рим, поработать в Ватиканской библиотеке.

А вот в 1476 случилось самое интересное - Гирландайо занесло в мастерскую Вероккио. А там тогда было как у нас в Мире искусств, только гораздо занятнее, потому как, помимо самого Вероккио, там тусовались Перуджино, Ботичелли, а попозже - Леонардо.
Больше всего он там позаимствовал именно у Ботичелли. Сами смотрите:

И так даже заметнее:


Но, надо отметить, все эти заимствования - строго внешние - тут складочки приметим, здесь - позу потырим. "Дух" живописи Ботичелли Гирландайо никогда не пытался имитировать. Не потому, что не мог - думаю, ему это просто не было нужно.
Тут я, пожалуй, процитирую Александра Бенуа:
"Если Боттичелли представляет собой трагическую душу эпохи, борющуюся между соблазнами нового времени и святыми заветами старины, а Перуджино является как бы типом религиозного оппортунизма своей эпохи, то Гирландайо есть самое ясное из выражений в искусстве тогдашней житейской суетности, не знающей ни мук сомнений, ни противоречий, и чуждой вообще какого-либо мистического погружения."

Если честно, меня "чуждая мистическому погружению суетность" Гирландайо весьма привлекает.
Она... радостная. Нарядная. Исполненная достоинства, чёрт возьми - что бы он не писал. Хоть знатную барышню, хоть избиение младенцев.
Ну сами судите:

"Поклонение волхвов"

(1488 г, доска, 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция)

И деталечкой:

Ощущаете такую прекрасную, почти нидерландскую практичность, любовное (суетное, ура!) перечисление подробностей.


Портрет девочки.


"Донатор Франческо Сасетти"


"Супруга донатора" - чувствуете, как много можно показать линией?

"Встреча Марии и Елизаветы" (деталь) - находится в Лувре



"Поклонение пастухов"
(несомненно написанная "по мотивам" поклонения Гуго ван дер Гуса, привезённого во Флоренцию года за три до того ):



Почему я думаю. что "по мотивам? Хотя бы потому, что "Поклонение пастухов" для итальянцев было сюжетом нехарактерным. свеженьким и картина ван дер Гуса вызвала ревнивое восхищение. Кстати, посмотрите, как Гирландайо "улучшает" ван дер Гуса - младенца напишем посчастливее и потолще, пастухов - поблагостнее, вместо ясель - античный саркофаг. Патетика присела со страшной силой - но как нарядно.

Так, стоп, надо сделать паузу в картинках. Скажем, поговорить про личную жизщнь художника. С этим просто - личная жизнь у него была. Женился, правда, поздновато, но у итальянцев цеховые правила помягче, женитьба не была обязательным пунктом для получения звания мастера. Первой женой - Констанцей, обзавёлся в 1480 году. Она родила ему четверых детей - мальчиков и девочек поровну, из которых только один сын Ридольфо станет художником. После того, как Констанца умерла родами, Гирландайо женился на Антонии, вдове из Сан Джиминьяно, родившей ему ещё трёх дочерей и двух сыновей.

Ну и хватит про личную жизнь. Тем более, что, если верить Вазари, не много времени он на семью оставлял. сильно увлечённый был:
"И такова была его любовь к работе и к тому, чтобы угодить каждому, что он велел своим подмастерьям принимать любой заказ, с которым приходили в мастерскую, говоря, что пускай это даже будут гирлянды для женских корзинок и что, если они не захотят их делать, он будет расписывать их сам, так, чтобы никто не уходил из его мастерской недовольным. Очень ему докучали домашние заботы, и потому он возложил все художественные обязательства (читай "управление и менеджмент") на своего брата Давида, говоря ему: "Предоставь работу мне, а ты хлопочи, ибо теперь, когда я начал понимать толк в этом искусстве, мне жалко, что я не получал заказа расписать историями сплошь все стены, опоясывающие город Флоренцию".

Да, про Флоренцию - в 1482 года художник наконец-то получил первый официальный заказ от флорентийского правительства - роспись Зала лилий в Палаццо Веккьо. Это было дико круто - флорентийцы были переборчивы и иногда последними признавали мастерство земляков.
Вот такую "Тайную вечерю" он там написал:

Никаких новшеств, но добротно.
Фреска понравилась, и следующие крупные работы тоже были во Флоренции. К примеру - роспись капеллы Сассетти при храме Санта Тринита:
Вот такие там "Похороны святого Франциска:


В том же году он начал росписи капеллы семьи Торнабуони в храме Санта Мария Новелла. Это, я считаю, самое прекрасное, что создал Гирландайо.
Там вот так:

"Рождество Иоанна Предтечи" ((Флоренция, Капелла Торнабуони,примерно 1486-90 гг)


"Рождение Марии"


Деталь "Встречи Марии с Елизаветой".

Строгая барышня в профиль - судя по всему, дочь заказчика - Джованна Тарнабуони.
Вот вам отдельно её портрет:

- я его считаю одним из лучших профильных портретов в истории живописи. Кстати, отдельно посмотрите, как решёт фон, как строгая геометрия ниши на заднем плане работает "рамой", собирая внимание вокруг головы девушки.

Эта капелла, при всех религиозных сюжетах - шикарный групповой портрет современной художнику Флоренции.
Вот тут я опять процитирую Бенуа:
"Что касается фигур Гирландайо, то они все как-то равномерно прекрасны. Это подлинные граждане Тосканы в самый счастливый и славный период ее истории, еще богатые всей накопленной энергией, полные сознания собственного достоинства, образованные, легко наживающиеся и готовые отдать нажитое на благо родины или на утехи жизни. Это патриоты, имеющие основание гордиться своими представителями, знаменитыми на весь мир Медичами, "отцами родины", и не знающие еще придворного заискивания. Это аристократы в лучшем смысле слова - не тщеславные давнишними деяниями предков, а соперничающие друг с другом в том, как бы лучше угодить народу, из которого они вышли, как бы придать родному городу и всей родной стране предельное великолепие."
Вот. Пафосно, но верно.

Как вы понимаете, всё это творить в две руки с братом-администратором не в человеческих силах. Поэтому в бригаде у Гирландайо дофига народу: сводный брат Бенедетто и зять Себастьяно Майнарди, и ещё дофига народу, включая и юного Микеланджело Буонаротти.
Помимо живописи, охотно он делал эскизы для витражей и занимался мозаикой. Цитируя Вазари: "Доменико говаривал, что живопись - это рисунок, а что настоящая живопись - это мозаика" - но я считаю, он это сгоряча, не подумав(с).

Я бы с радостью рассказывала вам и дальше про жизнь Гирландайо, но она короче, чем мне бы хотелось, потому что в сорок четыре года, работая то ли в Сиене, то ли в Пизе (тут Вазари невнятен) Доменико подхватил какую-то заразу и сгорел в пять дней. После чего (цитирую Вазари): "со слезами великими и жалостными воздыханиями Давида и Бенедетто, его братьев, и Ридольфо, его сына, после пышных похорон был погребен в церкви Санта Мариа Новелла, и потеря эта весьма опечалила друзей его. Также и многие превосходные чужеземные живописцы, услышав о его смерти, писали его родственникам, выражая соболезнование по поводу жесточайшей его смерти. Из учеников его остались Давид и Бенедетто Гирландайо, Бастьяно Майнарди из Сан Джиминьяно, а также Микельанджело Буонарроти, флорентинец, Франческо Граначчо, Никколо Чеко, Якопо дель Тедеско, Якопо дель Индако, Бальдино Бальдинелли и другие мастера, все флорентинцы. Скончался он в 1493 году.

А сын его, Ридольфо, писал так:

(находится, кстати, в Эрмитаже)
И вот так:

(там же)
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →