_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Тициан, часть 1

Итак - Тициан.

"Автопортрет в меховой мантии" - 1562 год.
О таких художниках, как Тициан Вечеллио да Кадоре (с биографической точки зрения) писать одно удовольствие. Это вам не какой-нибудь забулдыга-Хальс, от которого остаются полторы долговых расписки, записи о крещении детей и три анекдота. Благодаря весьма высокопоставленным заказчикам, жизнь Тициана отлично задокументирована - биография работы неуёмного Вазари, переписка с клиентами, расписки, счета... Хотя точную дату рождения мы таки не знаем.
А знаем мы что :
Родился он в маленьком горном селении Пьеве ди Кадоре году в 1476. Или 1477. Или даже в 1480. некоторые говорят, что и вовсе в 1473, но это сильно сомнительно. Отца его звали Грегорио Вечеллио, человек он был родовитый, известный и зажиточный и даже одно время служил начальником народного ополчения и инспектором шахт. Всего детей было четверо - два мальчика и две девочки. Так что я не очень понимаю, с чего его папе вздумалось отправлять сразу двух сыновей от себя в Венецию, и конкретно маленького Тициана - назначать именно в ученики к живописцу.

Далее цитирую вездесущего Вазари:

"Достигнув десятилетнего возраста и обладая прекрасными способностями и живым умом, он был отправлен в Венецию к своему дяде, гражданину, пользовавшемуся уважением, каковой, видя у мальчика большие наклонности к живописи, поместил его к Джан Беллино, живописцу, как я уже о том говорил, отличному и весьма в то время знаменитому; изучая под его руководством рисунок, Тициан вскоре обнаружил свою природную одаренность во всех тех областях таланта и вкуса, которые необходимы для искусства живописца. Но так как в то время Джан Беллино и другие живописцы этой страны, поскольку они не изучали античности, имели обыкновение часто, вернее, всегда все, что изображали, срисовывать с натуры, причем, однако, в сухой, резкой и вымученной манере, то и Тициан в эту пору усвоил себе те же приемы."

Кстати, несмотря на зажиточность и родовитость семьи, образование Тициан получил для того времени странноватое. Как и Леонардо, он не знал латыни - а это в те времена был язык культурного общения, без латыни тебе ни должности чиновника, ни солидных знакомств. Возможно, он (как и Леонардо) просто был неспособен к языкам, а значит, пришлось присматривать профессию, в которой можно говорить другим способом.
Учился он сначала вовсе не у Беллини, а у мозаичиста Дзуккато. Что-то пока я не нашла его приличных картинок, найду - добавлю.
Зато показать Беллини - не проблема:


Портрет дожа Леонардо Лоредано, 1501 год.



А это - "Христос в Эммаусе".

Что мы имеем про это сказать? Беллини - это вовсе не "сухая, резкая и вымученная" манера, как пишет очарованный античностью Вазари, а совершенно роскошная, типично венецианская ранневозрожденческая живопись - чистая, ясная, гладкая, довольно светлая - "солнечная", всё ещё слегка загромождённая любимыми в готике деталями (а я-то их как люблю). Как практически все мастера того времени он отлично пишет фактуру тканей, изумительно передаёт объём предметов и уже практически научился писать человека не шёлковым, не деревянным и не мраморным (хотя мадонны у него всё-таки довольно восковые).
Среди учеников Беллини нам всем точно знакомо ещё одно имя - Лука Джорджоне.
Который писал так:

\

"Спящая Венера"

И вот так:


"Портрет молодого человека" ок.1510 года.
По некоторым мнениям - это посмертный портрет. Как я понимаю, так считают из-за взгляда "от зрителя".
Совсем другое видение, да? и гораздо ближе к тому, что будет делать Тициан, чем работы Беллини.
Думаю, для молодых художников того времени работать возле Джорджоне было близко по опасности к "работать возле Леонардо". Очень притягательно, очень завораживает, страшно хочется на всё плюнуть и немедля делать так же. Так что, проучившись несколько лет у Беллини. Тициан перешёл к Джорджоне - на правах не столько ученика, сколько младшего товарища. Вместе они проработали почти три года - в частности, расписали наружными фресками Фондако деи Тедески, где находилось склады немецких купцов. Но, сами понимаете, что осталось от тех фресок в венецианском климате.
Про общение Тициана и Джорджоне Вазари скажет так:

"...Тициан, увидев технику и манеру Джорджоне, оставил манеру Джан Беллино, хотя и потратил на нее много времени, и примкнул к Джорджоне, научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что картины его нередко принимались за произведения Джорджоне..."

Из-за такой близости знаменитый луврский "Сельский концерт" никак не могут приписать конкретному мастеру. Много лет он числился за Джорджоне, но теперь практически "передарен" молодому Тициану:



А из-за росписей Тициана в церкви Сан Мерцелиано, произошёл такой конфуз (опять таки по Вазари):

"Что же касается этого фасада, то многие из знати, не зная, что Джорджоне уже больше над ним не работал и что его расписывал Тициан, который как раз снял леса с одной его части, при встрече с Джорджоне дружески поздравляли его, говоря, что ему гораздо лучше удался фасад над лавками, чем тот, который над Большим каналом. Джорджоне испытал от этого такую обиду, что до тех пор, пока Тициан не закончил всей работы и участие его не стало известным всем, он избегал показываться и с этого времени уже больше никогда не пожелал общаться или дружить с Тицианом."

А теперь, как пишут некоторые биографы "когда в 1510 году, еще совсем молодым, Джорджоне скончался от чумы, Тициан по праву занял место первого живописца Венецианской Республики."
вот прям вижу, как приходит к нему вся Венецианская Республика и говорит "Дорогой Тициан, после Джорджоне у нас и писать-то некому, займи, пожалуйста, место первого живописца".

На самом деле было как в том анекдоте - "и не машину, а десять рублей, и не выиграл, а проиграл, и не в лотерею, а в карты..."
"Место первого живописца" вовсе не сразу занял, а аж в 1517 году. А до этого в 1511 году поработал в Падуе, расписывая Скуола дель Санто и, судя по всему, хотел в Падуе и строить бизнес, но, узнав, что Себастьяно дель Пьомбо, заменивший Джорджоне в его мастерской, переезжает в Рим, вернулся в Венецию и занял его место. Зачем? Ну-у, с этой мастерской конкурировала только мастерская Беллини, а тот был довольно таки стар. Поэтому Тициан плотно сел в Венеции и стал ждать, когда мимо проплывёт труп учителя удачного случая, отказываясь от чрезвычайно неплохих предложений поработать (с выездом) не только на окрестную аристократию, но и на самого папу Льва X.
Но в 1513 терпение у него кончилось и он выступил на заседании Совета Десяти, где предложил себя для росписей Большого зала Дворца Дожей, а также попросил патент маклера при Немецком торговом доме, (перевожу - это гарантировало годовую пенсию за выполнение разных потребных совету художественных работ). - Ну ладно. - сказал Совет, но через несколько дней передумал. Судя по всему, Беллини подключил свои связи и дал честолюбивому ученику по рукам. Ещё два года Тициан перетягивает одеяло на себя, ищет высокие связи, в частности, сводит знакомство с очень полезным человеком - феррарским герцогом Альфонсо д'Эсте, и, наконец,в 1516 году, после смерти Беллини, получает патент маклера, а ещё через год назначается на должность официального художника Венецианской республики.

Вот так-то художникам эпохи Возрождения выгодные места доставались - с собственным педагогом перегрызёшься, всем сильным мира сего по картинке за протекцию напишешь. А вы говорите "Церетели".
Но, будем справедливы - художника круче, чем Тициан, в тогдашней Венеции не было. А то, что к таланту он имел честолюбие и зубы - только плюс.

А что же он тогда писал? А что и все - библейские сюжеты, как любой католический художник, античные сцены и философские аллегории, как любой приличный мастер Возрождения, и портреты, как любой живописец, интересующийся человеком и желающий иметь стабильный кусок хлеба с маслом.
Библейские сюжеты - это так:



"Христос и грешница" (1508-1510)
От Беллини - практически ничего. От Джорджоне - довольно много. И теперь вы сами видите, откуда растут уши Караваджо, с его сочным внезапным светом, направленным, к примеру, на лошадиную задницу. Тициан лепит светом фигуру блудницы, практически заливает им землю, но загоняет в тень и лицо Христа и фигуры и лица его оппонентов, выхватывая из темноты переливающийся атласный рукав, ногу в сандалии, блестящую перевязь, фрагмент доспеха...
И ничего плохого ему за этот сомнительный подход к изображению бога не было.
А с другой стороны, вот вам ещё библейского раннего Тициана без особых выкрутасов:



"Не тронь меня" (встреча воскресшего Иисуса с Магдалиной) 1512 г. пейзаж очень в духе Джорджоне.

Как он писал аллегории вы видели выше (поднимаем глаза на "Сельский концерт" - вы же не считаете, что он имел в виду именно сельский концерт?) А теперь смотрим, как он писал портреты.



Так называемая "Славянка" - около 1511 года.
Странная композиция - сильно смещённая влево, с избытком пространства над головой. Барельеф, вынесенный на передний план, замыкает героиню в странную ступенчатую раму и (совместно с видными в прорезях верхнего платья белыми рукавами) сильно отвлекает внимание от лица - впрочем, не слишком выразительного. Впрочем, "не слишком выразительное" можно отнести к большинству женских лиц раннего Тициана. У всех его героинь роскошные плечи, прекрасные волосы, изящные руки и удивительно одинаковые миловидные округлые лица.

Вот вам для сравнения "Виоланта" (1515 год):



И "Тщета земного":



Да это ж он с одной натурщицы пишет, - скажете вы.
Да запросто, - отвечу я.
- А, может, жена? - спросите вы.
Не, до жены дело пока не дошло. Это, скорее всего, действительно барышня по имени Виоланта, по мнению некоторых биографов "дочь художника Пальмы Старшего, которую Тициан неоднократно писал, и, которой явно был увлечён". Вот только художник Пальма Старший женат не был, так что если и дочь, то внебрачная. Возможно - племянница, а то - любовница и натурщица.

Женский портрет, слегка овкуснённый мифологией (всякие Венеры), религией (святые) или моралью (аллегории любви, суеты и так далее) в то время пользуются отличным спросом. А тициановский - особенно. Красиво. Богато. Добротно. Не напрягает. И, помимо всего этого - то, что не сымитируешь - художнику нравится писать женщин. Нет, он совершенно не ищет в героинях глубин души, он поверхностно фиксирует: отличная кожа, прекрасные волосы, блестящие глаза - но ровно это делали и ранний Гойя и Ренуар всех периодов. Вот ещё, в женщине глубин искать... И хуже они от этого не становятся.
И совершенно иной у Тициана мужской портрет:



Портрет Ариосто (1510 год)



Портрет музыканта. Ок.1515 года



Портрет мужчины в красной шапке 1515 год.

Обратите внимание, для мужских и женских портретов он использует совершенно разную технику живописи - женские работает старой-доброй гладкописью, слитным, сплавленным мазком, а на мужских использует энергичный, зримый мазок даже в лицах, а не только в письме волос или меха.

Кстати, советую не полениться и посмотреть, что в эти самые 1510-15 года делается в остальной Европе. А в Европе работает Дюрер и мой любимый Лукас Кранах, ещё живы Леонардо и Рафаэль, Микеланджело ещё дофига будет жив, а в Нидерландах ещё немножечко есть Босх. Понимаете, да, какое всё разное? А вот до всяких Рембрандтов-Хальсов-Караваджо-Рубенсов-Веласкесов - ещё уйма времени. Но Тициан уже готовит почву для их хулиганств - необычной работой со светом, очень смелой работой с цветом и совершенно новым стилем письма - достаточно свободным и размашистым, с ощутимым мазком.

Но это я отвлеклась.
Строго говоря, я вам всё неправильно показываю. Потому что по хронологии и логике, показывать надо сплошь библейские и мифологические сцены. Ибо именно на них Тициан "раскрутился". Но для меня он мастер портрета, портрета, а потом ещё чуточку портрета, вот я на него постоянно и сползаю.
Но библейского ещё покажу. И начну с очень ранней - есть мнение, что Тициан написал её в 1503 году:



"Папа Александр VI представляет Якопо апостолу Петру".
Тот же приём, что в картине "Христос и грешница" - лицо апостола загнано в тень, весь свет достаётся блестящему атласу и плитам пола. Зато лица Папы и донатора-заказчика отлично видны и узнаваемы.



Мадонна, 1511 год



"Вознесение Марии" церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари - 1516-1518 гг. Обратите внимание на мощный ракурс фигуры Бога, на то, как вознесение поддержано клубящимися облаками и мельтешащими в них ангелами, как выделяются на светлом фоне небес тёмные головы зрителей - эта живопись - уже предвестник барокко.

Кстати, вот вам Рубенс - "Коронование Марии". Ничего не напоминает?


В той же церкви - "Мадонна Пезаро"



Посмотрите, насколько подчинены здесь детали общей идее. Тициан вполне сохраняет принятую стилистику подобных картин - с обязательными архитектурными фишечками, передачей рисунка мрамора и узора тканей, но в алтарных картинах большинства его современников детали продолжают орать во весь голос, а у него - вежливо и слаженно поют в хоре. Посмотрите. как изящно выстроена двойная диагональ - жёсткая - ступеней, перетекающая - тканей - направляющая взгляды к Марии, как пятно стяга уравновешено пятном мантии...

А женится-то когда, - спросите вы.
Да поздновато он женится. Аж в 1525 году.
Как приличный человек, он должен был это сделать годами тремя раньше - Чечилия уже родила ему двух сыновей. но художники - такие художники. Мог и вовсе не жениться.
А жена его выглядела так:


"Портрет Тициана с женой". Писала, между прочим, Софонисба Ангиссола. Что-то в цвете не нахожу.

О, нашла:


С женой он пожить успел не долго - в 1530 она умерла, родив третьего ребёнка - дочь Лавинию, любимую Тицианом больше, чем сыновья Помпонио и Орацио.
Он напишет множество портретов Лавинии.
Вот этот очень люблю:
"Девушка с фруктами". Написан 1555-56 году, Лавинии 25-26 - зрелая женщина, по тем временам.


Кстати, существует вариант этого портрета, где платье - красное, на блюде - мёртвая голова, а называется, естественно, Саломея:

Только рассматривая эту картину, я поняла, что на ней не платье с капюшоном (как я в детстве завидовала этому капюшону) а шарф. Просто у "Девушке с фруктами" концы шарфа написаны совсем прозрачно.

Тициан переживёт дочь - она умрёт в 31 год, родами, как и мать, но на шестом ребёнке.

Ну, и передохнУ, пожалуй.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →