На этот раз речь пойдёт о персонажах, которые ему как-то особенно удаются, а именно о разнообразных психах.
Почему ему любят давать такие роли - понятно. Габитус. Нервная, подвижная морда, глубоко посаженые глаза, очень богатая (и не самая приятная) мимика бровей и рта, высочайший контроль над работой мышц. Не лицо, а диагноз - причём тот, который попросит режиссёр. Хотите - выдаст шизофрению, хотите - впадёт в ступор. Добавляем к этому способность буквально впрыгивать в нужное состояние, стремительно переходя от покоя к бешенству и очень сложную работу голосом - да и сам голос - довольно низкий, сипловатый, но гибкий - а, впрочем - и половины бы от этого хватило.
Ну и вообще - как не юзать в качестве психа актёра, который может строить такие рожи, что хоть на роль Чужого бери без грима:
Как Горман "включает психа", я ещё в Торчвуде налюбовалась - его доктор Харпер не самый уравновешенный человек, и жизнь у него тяжёлая, поэтому зрители имели счастье наблюдать злого доктора в состоянии истерики открытой и истерики задавленной:
в депрессии:
смеющимся так, что мороз по коже от такого веселья:
в бою (прям Глеб Жиглов - "Врёшь! Не уйдёшь!"):

а так же быть свидетелями убийства друга, совершённого им в состоянии аффекта и пары красивых суицидальных попыток.
Создатели Торчвуда явно так радовались, что снова и снова заводили эту игрушку, выдав под "неуравновешенного" Гормана аж четыре серии - "Машину призраков" с совершенно чёрной агрессией (позволяющей предположить, что между лекциями про "как людей чинить" студент-медик Оуэн Харпер постигал по барам "как им чего ломать"):
"Бой" - с кра-асивым переходом от депрессии к буйному выплеску энергии и попытке суицида методом "убьюсь об кого-нибудь":
Абсолютно выматывающий "День смерти" (про который надо писать отдельно) и финальные, чёрт бы их побрал, "Сквозные ранения",
с крышесносной предсмертной истерикой:
("Почему я не должен кричать! Это не прикольно! Я не хочу уйти в забвение молча! Назови мне хотя бы одну причину не кричать!")
Это я ещё, к сожалению, не могу показать, как он работает в "Фрагментах", потому что фото понятия не даст, а гифку из этого тоже не сделаешь, но переход из стадии "совершенно раздавленый человек" в "а, это ты, ссука, ну я тебя буду убивать" прекрасен. Особенно учитывая, что находится на конце траектории атакующего Гормана. Бац - и стоклограммовый трёхстворчатый британский шкаф системы Джон Барроумэн упал и ему бьют морду.
Не, ребят, я знаю, как это снимается. Я знаю, что сзади лежит здоровенный голубенький надувной мат, я знаю, что актёру класса Барроумэна личико в реале не портят, что съёмку сделали минимум в три приёма, но когда видишь это неукротимое движение, никаких сомнений не возникает - сейчас завалит и глотку перегрызёт.
Сами видите, как я много говорю про то, с какой скоростью актёр входит в нужное состояние, но, если честно, ещё интереснее оказалось смотреть, насколько быстро он из него вылетает (да, я настоящий фан, я отсмотрела все лежащие в доступе допматериалы по Торчвуду с работой на площадке
Понятно, что доктор Харпер был не первым неуравновешенным чуваком в карьере Гормана.
До этого был, к примеру, Газза в гангстерском боевике "Слоёный пирог" (Layer Cake. 2004)
Это у нас будет псих без справки. Сорта "ну, Вован, ты и псих". Я не знаю, чем думал человек, подбиравший каст для фильма "Слоёный пирог", когда брал эту тонкомордую ящерицу на роль "пацанчеГа с района" - но вышло отлично. Там, кстати, всё отлично - если кто вдруг фанатеет по нашему последнему Бонду - товарищу Крейгу - скачайте и посмотрите, как дивно он играет наркодилера. Даже мне понравился, а я к нему ровно дышу. Но Горман-Газза опять таки был просто настоящим - что я в весёлые девяностые таких пАцанчиков не видела? Видела и куда больше, чем бы мне хотелось - типичная доросшая до беготни со стволом шестёрка, в трениках и с золотой голдой в палец толщиной на тощей шее, разве что английская. Горман смешал совершенно тарантиновский мерзкий коктейль из нервозности, постоянно готовой перейти в истерику, дурацкой удали, дешёвых понтов и трусости. И очень точная пластика - шарнирная, подпружиненная, чуть танцующая, дающая намёк на готовность в любую секунду ударить или побежать.
И так:
Если бы кто мне показал последовательно этот самый "Слоёный пирог", а потом снятую год спустя серию из "Расследует инспектор Линли" - я бы просто не поняла, что в них играет один актёр.
Вот тут я ещё раз раскланяюсь перед Snake Gagarin, потому что без вот этого её очерка http://8794.diary.ru/p185039044.htm?oam#more3 - я, скорее всего, поленилась бы разыскивать единственную серию детективного сериала, который у нас нигде не валяется на онлайн-просмотрах. И много бы потеряла, потому что это было изумительно.
Хотя, если бы я увидела "Инспектора" случайно, мимоходом, я бы, вполне вероятно, даже и не задумалась, хорош ли актёр. Но точно бы подумала "где они нашли такого офигенного мальчишку"? Потому что Горман в роли несколько аутичного парня Билли был настолько органичен, что я не задумалась бы не то, что об игре - о возрасте.

Но я-то была в курсе, а потому офигела. Потому что это не театр, где "маленькая голова в большом зале" и можно до пятидесяти в Джульеттах бегать. Несложный подсчёт говорил, что герою 24 года, а "кукловоду" - верные 30 - а у мужчин перескок из мальчика к взрослому - штука отчётливая. А планы все идут крупные. А тип лица у него не то, чтобы что-то скрывающий. Было просто абсолютное перевоплощение - взрослый жилистый мужчина, в жизни очень энергично двигающийся и постоянно строящий морды, просто превратился в заторможенного, хрупкого парня с закрытой, сглаженной мимикой, выглядящего даже моложе "сценарных" лет. Отдельно восхищала точно найденная пластика - особенно пластики бега - разболтанная, вихляющая, подростковая. Когда-то меня такими перевоплощениями с откатом возраста просто за счёт движения изумлял Олег Даль.

Полное ощущение, что оператор фильма от Гормана тоже несколько офигел, потому что крупные планы с ним ведёт так, словно не детективный не шибко бюджетный сериал снимает, а у Тарковского в Сталкере работает, лепя светом и тенью из гормановского Билли этакого странного и очаровывающего принца-лягушку с драгоценными камнями в глазах.
(эти фото я тоже бессовестно позаимствовала у Snake Gagarin, спасибо ей - огромную работу человек проделал)
А это ещё один "нервный мальчик" - спивающийся сценарист Джерри из детективного сериала "Дензел и Пэскоу", серия
"A Death In The Family" (2006).
Редкий случай, когда я не прыгаю, трепеща крыльями "ах, какая игрушечка!" Потому что игрушечка хорошая, отличная просто, но это потом всё было с тройной мощью отыграно в Торчвуде. Но убедителен, как всегда - и когда истерит, и когда шантажирует, и когда бухает, и когда собирает волю и с ровным, безэмоциональным лицом сидит на допросе, отвечая ровным беземоциональным голосом.
Серию только они дополнительно назапутывали так, что линия расследования дурацки расползается и возникает ощущение, что кто-то за тебя переключает каналы.
А вот тут я очень громко пищала, потому что человек опять резко меняется:
"Тим Тимоти - музыкант, проповедник и манипулятор"
Гормановских психов условно можно делиить на "нервные парни", "нервные парни со справкой", "на всю голову нервные парни" и "парни, успешно притворяющиеся нервными" - к последним я бы отнесла Тима Тимоти из чрезвычайно странного сериала "Funland", переведённом у нас, как "Веселандия" ("Что-то меня мороз пробирает от такого веселья"(с)
Досмотрев, я, пожалуй, даже решила, что сериал не так и ужасен. Хотя вопрос "что курил автор" иногда возникал. Вопрос "что курил персонаж Гормана" не возникал - этих персонажей я знаю даже лучше, чем гопника Газзу, потому что если с разновидностями первого мне приходилось иногда вынуждено говорить, взаимодействовать и даже несколько раз драться, то с буквально копиями второго я по юности периодически спала. Конкретно этот курил пополам Библию и "Что говорил Заратустра". Собственно, он и псих ненастоящий и тараканы у него в голове любовно лично культивированные, что не мешает ему быть абсолютно убедительным. Да-да, вот та самая псевдотравяная пластика и характерная растяжечка речи и брезгливые ноздри, и взгляд из под век "на колени, женщина". В своём роде напиток попротивнее, чем "коктейль Газза". Хотя этот голову не оторвёт, нет, сэр, нет, мэм, слишком рассудочен.
Но рокер в исполнении Гормана хорош ещё и тем, что - чёрт - сюрпрайз, чувак умеет петь. Ну да, сам умеет и как и что надо делать на сцене, чтобы девочки кипятком пЫсали, знает отлично:
Ну и чтобы заценить, почему его взяли на роль музыканта:
Правда в реальности Горман играет битбокс
А вот этого гормановского психа, я думаю, узнает масса народа, потому что типапсихологический и заодно сильно математический триллер "Оксфордские убийства"(2008) показывали довольно широко.
Опять же, в первой главной роли - Почётный Кольценосец из Шира к Орадруину, героический Фродо Беггинс - Элайджа Вуд. На второй главной - Джон Хёрт, что тоже доставляет.
Горману там даже некоторую сюжетную веточку дали, обламываюющуюся на середине фильма - он своим эксцентричным поведением (и практически точным попаданием в психологический портрет преступника) случайно, но очень убедительно уводит полицию и героического Вуда по ложному следу. Пробег и потасовка на крыше были в лучших традициях - фейрверки - бдыщ, наверху Горман в историческом костюме чердачным люком преследователей - хренак - всё как я люблю, в общем.

Особенно, когда Вуд с детективом разворачивают транспорант "Ублюдки", который русский псих, обидившись на то, что его математическую теорию уже доказал кто-то другой, собирался повесить на колледж.
Ага, я не шучу, русский. Извините, но "Юрий Иванович Подоров" (товарищи киношники, ну найдите себе уже для съёмок нормальных консультантов), а то русскую аудиторию этот момент полного представления выводит на буйный гогот. А я думаю, не это было режиссёрским замыслом.
За исключением этого, Юрий Иванович мозговыносящ начиная с первой секунды.


То, что Горман делает с лицом, фразой смена выражений не описывается. Это уже какая-то рябь, мерцание, как у бредберевского марсианина. Фродо наш рядом с ним смотрится практически деревянным, как энт какой-нибудь, ей Богу.
Собственно, яркий пример кадра "Горман играет, я рядом Вуд изображает хоббита"(с):

Одна польза - донёс напившегося психа до дома и складировал - хрепкий хоббит, тренированный.
Не, я не говорю, что Вуд - плохой актёр. Упаси Боже, он вполне хорош. Красивый мальчик, но не фактурный. Так что лично мне, после того, как "Юрия Ивановича" повязали, досматривать поединок двух интеллектуалов стало в разы скушнее, хотя фильма и ничего..
А через год после "Оксфордских убийств" Горману досталась роль Хиндли в очередной экранизации "Горозового перевала" (дам-ка я ещё одну ссылку на Snake Gagarin - у неё хороший очерк о просмотре: http://8794.diary.ru/p186939680.htm).
Вот уж никогда не думала, что по собственной воле буду смотреть "Грозовой перевал" (меня и с книги-то в детстве тошнило, как котика, в гробу я видала такую романтику), но любовь зла, "там же Горман" - посмотрела.
К тому моменту я уже видела его в костюмном фильме - изумительный мистер Гаппи в "Холодном доме". Исторический период у "Грозового перевала" примерно тот же, а образ, как бы сказать помягче, совсем другой. Если кто не читал - спойлер - в этой книге хороших людей мало, а мистер Хиндли и вовсе "сволочь неприятная, грубая, хамская, почти без единого просвета, если не считать любви к жене".
Ну, заказывали - получите. Сволочь Горман играет так, что хочется спросить "мистер Горман, как вам удаётся быть таким мерзким"? Хотя совсем сплющивать характер не в его привычках, и, собственно с того момента, как спивающийся герой переходит на режим "псих", Горман начинает аккуратно разворачивать зрителя от отвращения к болезненному, передёргивающемуся состраданию.
Ну и гифка:
И на этом, пожалуй, с психами завершу, хотя они (в кино!!!) крайне милы моему сердцу.
PS (Отвлекаясь от серьёзных вещей и стирая пафос с морды): а если кому вдруг интересно, что же думал актёр Бёрн Горман по-поводу навороченного чёрного торчвудского внедорожника, вызывавшего восторженное у-иииии большей части группы, то говорил он примерно так: - Простите, я честно пытаюсь его полюбить, но нет. Он неудобный, у него всё отваливается, это идиотизм какой-то, в первый же день, садясь в него, я выпал и плюхнулся на задницу, и вообще - у секретной организации не должно быть такой откровенной машины. Это должен был быть какой-нибудь круто нафаршированный внутри молочный фургон или фургон мороженщика, что-то меняющееся. Но они сделали просто большую чёрную машину. Ну, простите меня - что я ещё могу сказать?
На что обожаемая
"Подъезжает молоковоз в цвяточег, а из него вываливает здоровенный бугай в лётчицком пально, пучеглазая дева на каблуках и упырский поцанчег в драных джинсах и кожанке с поднятым воротником - красота! Лучшая реклама пользы молока для детей!
Короче, полностью с ним согласна."
И я от смеха чуть не выпала из кресла.
Ну и упырский поцанчеГ вне роли:

← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →