_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Сандро Боттичелли - 1 часть

Обещала Боттичелли - выполняю:

Итак - Сандро Ботичелли - извините за пафос - одна из самых странных и противоречивых фигур рубежа раннего и высокого Возрождения.
Лично я к нему отношусь в равной степени с нежностью и злостью, потому что дан человеку был огромный талант, а он с какого-то момента притопил его в ведре, как котика, ну и существенный кусок своей жизни спустил в то же ведро.



Автопортрет (фрагмент "Поклонения волхвов") 1474-75гг, Галерея Уффици.
Кто сказал "Камбербэтч?"

Сандро Боттичелли или, если по бумагам, Алессандро ди Мариано Филипепи родился во Флоренции в 1445 г. и был он младшим сыном кожевенника Мариано Филипепи и его жены Эмеральды.

Папа у него был не богатым, но достаточно зажиточным. До Алессандро в семье уже завелось три мальчика, один из них - Антонио - занимался ювелирным делом и младшему, судя по всему, готовили ту же стезю. А что - работа почтенная, чистая и уж точно менее опасная, чем кожевенное дело. Здесь я обращусь к Вазари, который, конечно, в биографиях лажает, но хотя бы почти современник:

"Однако, хотя он с легкостью изучал всё, что ему хотелось, он тем не менее никогда не успокаивался и его не удовлетворяло никакое обучение ни чтению, ни письму, ни арифметике, так что отец, которому надоела эта взбалмошная голова, отдал его, отчаявшись, обучаться ювелирному делу у своего кума, прозванного Боттичелли, мастера в то время весьма сведущего в этом искусстве."
Вероятно, кстати, откуда и "Боттичелли" - "бочоночек". Потому что к внешности это может прилагаться строго в форме издёвки.
Впрочем, есть и вторая версия - что это прозвище было у старшего из братьев, парня увесистого - ну и к остальным прилепилось.

Строго говоря, с обучения у ювелира стартовало довольно много художников, потому что база у них у всех была общая - рисунок, гравировка, воск... Но, похоже парню того было мало и он попросил папу отправить его к кому "попрофильнее". И тот расстарался-так расстарался - пристроил парня учеником к фра Филиппо Липпи (мастерская которого была в городе Прато - километрах в 20 от Флоренции). Я про него когда-то писала. Такой безбашенный дядя, по явному недоразумению оказавшийся в монахах. Недоразумение это он исправлял всеми возможными способами, в частности, в какой-то момент сманил из монастыря монашку же, благополучно на ней женился и детей наплодил. И ничего ему за это плохого не было - потому как офигенно прекрасный художник. Вот вам ссылка на мой текст про Липпи - а то ну как сами не найдёте:
http://users.livejournal.com/_ksa/446243.html

Писал он вот так:

"Мадонна с младенцем и двумя ангелами" Уффици
Вот насколько буен человек был в жизни - ровно же настолько нежен в живописи.

А вот тот же сюжет работы нашего Алессандро:



Написана годах в 1465-67-м.
Композиция, сами видите, снята один в один. Но всё скупее и строже, что по линиям, что по колориту, очень фресковая подача, очень много графической жёсткости, упрощены складки, убрано фирменное легкомыслие фра Филиппе (обратите внимание, как изменилась вуаль Мадонны).

Судя по всему, первой серьёзной работой Боттичелли стали фрески в соборе в Прато, над которыми трудился сам Липпи и бригада учеников поопытней. Но вычленить, где там сам мастер, а где - молодая шпана - дело безнадёжное. Как я уже много раз писала - с копийными навыками у тогдашних художников всё отлично было.

Но в 1467 г. фра Филиппе, увы, уехал. Боттичелли погоревал, конечно - и перебрался в мастерскую к живописцу и скульптору Андреа Вероккио. У которого, кстати, уже год как занимался некий незаконнорожденный пацан из селения Анкиано что близ города Винчи. Ну, да, Леонардо был всего на семь лет младше Алессандро, и они вполне себе дружили.

Вероккио писал примерно так:



Как можете видеть, он работал достаточно близко к стилю Липпи (не так нежно и сказочно, с менее личным отношением к героям, но ученику руку под новый стиль переламывать точно не было нужно). От Липпи Вероккио отличался большой любовью к новшествам типа "анатомическая точность, светотеневая лепка и, о ужас, верно переданная перспектива.
Но (независимо от второго места обучения) Боттичелли всю жизнь на такие вещи как точная анатомия и верная перспектива клал с прибором не обращал достаточного внимания. впрочем, как и многие тогдашние зрители.

У Вероккио Сандро прихвати ещё года полтора и в результате слияния стиля двух мастеров стал писать так:


"Мадонна в розовом саду" 1469г, тоже Галерея Уффици.

После чего ушёл от мастера на вольные хлеба и в 1470 году начал работать в своей мастерской.

Вот написанная в том же году "Аллегория Силы":


1470 г. Уффици, Флоренция

Знакомо, да? Лицо ещё не то (вполне в духе Вероккио, кстати), мяса и румянца многовато и краски ярковаты, но характерная меланхоличность уже на месте, и складки эти мельчайшие водопадами, и длинная шея, и нависающие многоярусные напуски одежды.

В студенчестве мы так к экзамену по ИЗО готовлись - "видишь хитоны с напусками, длинную шею и волосы змеями и все в жемчуге - говори "Боттичелли".

Писана сия красавица была для цикла "Добродетели", должного украсить Зал заседаний на площади Синьории. Строго говоря, заказ был отдан Пьеро дель Поллайоле, но он как-то над ним долго думал. А у Боттичелли как раз появился некоторый блат в лице политика Томмазо Содерини. Без хороших знакомств тогда художнику было не прожить - ты политику картину, он тебе - жирный чиновничий заказ. Или как бы случайно возьмёт потусоваться к своим племянникам по фамилии Медичи, к примеру, и небрежно этак отрекомендует - вот мол, художник - молодой, но отличный. И клювом щёлкнуть не успеешь, как уже стал известен и пишешь "Поклонение волхвов" со всем семейством Медичи в качестве героев. Хорошее было время, но что-то я отвлеклась.

Вот вам ещё картиночка примерно того же времени - "Возвращение Юдифи" - одна из двух парных панелей, предназначенных, судя по всему, для украшения дверей шкафа:



И без всякого пояснения с размерами видно, что картинка небольшая - уж очень чёткая у неё миниатюрно-иллюстративная подача с изобилием деталечек и лёгким лажанием пропорций (посмотрите на размер головы Юдифм).
Как я понимаю, таких интерьерных штучек тогда заказывали немало.

В 1472 году художник вступил в гильдию святого Луки (в Италии это делалось куда проще, чем в Нидерландах или Германии) - и теперь мог принимать учеников. И одним из первых (круг замкнулся) стал сын его покойного учителя Филиппо Липпи (скончавшегося в 1469) - Филиппино Липпи.

Флоренция того времени была благодатным местом для художников - богатый город с множеством церквей, постоянно нуждающихся в картинах, фресках и поновлениях старого декора, множество зажиточных людей, которым нужно искусство, и большая вкусная вишня поверх пирожного - семейство Медичи, известное не только деньгами и интригами, но и меценатством.
Так что не удивительно, что добившись некоторой известности, Боттичелли выбрал именно их заказы
и слил заказ на алтарный образ "Успение Богородици" и фрески для Компасанто (Пиза).
впрочем, если вспомнить, сколько заказов (в том числе и с оплаченным задатком) слил Леонардо - так Боттичелли ещё лапочка. Ужасные они всё-таки были раздолбаи в Италии.

Ну хорошо хоть "Святого Себастьяна" написал.



Около 1473-74 года. Сейчас в Берлине.
Вот это уже настоящий беспримесный Боттичелли - свет, графичность, анатомия вроде бы откровенно не врёт, но и правду не говорит, а просто подчинена выразительности, и фирменная эта отрешённость - "хоть стреляйте в меня, хоть из раковины рожайте, что воля, что неволя - всё равно-о..."
Ну так вернёмся к семейству Медичи и "Поклонению волхвов" (да. это была не шутка).

В 1475г Боттичелли действительно написал членов семейства Медичи в "Поклонении волхвов" для монастыря Санта Марии Новелла.



Вот они стоят как живые (хотя к моменту написания картины, будем честны, живы были не все) - купцы, банкиры, меценаты и интриганы - носатые самоуверенные ребята, одетые по последней моде. Кроме Медичи там присутствуют друзья и знакомые кролика некоторые обласканные семьёй деятели науки и искусства, в том числе и сам живописец - вон он, крайний справа, в рыжем плаще.

Учитывая, что всё семейство весьма похоже, кто тут где стоит до сих пор решено не вполне.
Но предположительно вот этот красавец - Лоренцо Великолепный:



А вот это - брат его Джулиано:



Художник весьма изобретательно выстроил композицию, развернув её не как часто делали горизонтальной "процессией", а приподняв Марию на естественный пьедестал - руины с невысокой лестницей, и позволив "поклоняющимся" вольготно и без толчеи, живописными группками, разместиться на ступеньках.

Хотя эта картина написана и не по заказу Медичи, но определённым покровительством их он пользовался, а с младшим, Джулиано, предположительно даже был несколько дружен.

Когда в 1478 году Джулиано будет убит во время заговора Пацци - Боттичелли по заказу Лоренцо напишет несколько его посмертных портретов.



Джулиано Медичи, 1478 г
Кстати, полузакрытые или закрытые глаза - характерный признак посмертного портрета. Так что вполне возможно, что "Поклонение с семейством Медичи" относится не к 1475, а к 1478-9 годам и отражает лояльность заказчика к семье Медичи после заговора.

Писал Боттичелли и заговорщиков, как казнённых так и разыскиваемых - на стенах Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни), в назиданием тем, кто захочет повторить попытку Пацци. Заказ своеобразный, что ни говори, но достаточно для того времени обычный.

В 1481 году на мастера свалился один из тех заказов, за которые художники годами интригуют и глотки друг другу рвут без шуток - роспись в "Сикстинской капелле". Кто был клиентом, вы я думаю, и сами поняли - папа Сикст IV (тот самый, кстати, который стоял за заговором Пацци, о чём многие догадывались).

(Красивый, кстати, момент - понятно, что едешь работать на человека, срежессировавшего заговор против твоих покровителей. И покровитель, который уж точно в курсе ситуации, тебя отпускает. Потому что политика - такая политика, заказ такой заказ, а Возрождение такое Возрождение...)

Ну, не важно.
На Папу Сандро поработал два года, написав три фрески на заданные сюжеты - «Исцеление прокажённого»,«Наказание восставших Левитов» и "Юность Моисея", и несколько картин цикла «Папы-мученики».

Вот "Юность Моисея", к примеру:


А вот фрагмент:


Девочки Боттичелли они и в Ватикане девочки Боттичелли.

А это фрагмент "Наказания..."

В фресках довольно много пейзажа, а фреска - штука большая.
Ну вот вам фрагмент пейзажа:


Обычно у Боттичелли с пейзажем не слишком хорошо - он ему скучен, неинтересен и нужен лишь для обозначения места действия, но здесь или сам расстарался, или ученики помогли.

Поговорили о мрачном - поговорим о прекрасном - и это будет "Примавера" - куда ж без неё:



Я вам про неё и рассказывать-то не буду - сами всё знаете. Ну, два на три с чутью метра, ну "дерево-темпера", ну закончена в 1482 году, ну написана для племянника Лоренцо Великолепного, ну сюжетно завязана на поэзию Полициана, Лукреция и Овидия, ну... совершенно сносит крышу при внимательном рассмотрении. Поглядишь-поглядишь на неё подетально - и хоть уходи в прерафаэлиты.

Вот вам моя любимая деталечка - "Зефир и нимфа" (которая вот-вот превратится в Флору):



А вот теперь она уже Флора:



Вот он - полностью сложившийся идеал красоты "от Боттичелли" - худощавое удлинённое лицо с высокими скулами, очень широко расставленные прозрачные глаза без улыбки - как бы не изгибались губы, высокая шея и покатые плечи.
И полностью сложившийся живописный стиль (натуральная "смерть прерафаэлитам от эстетического оргазма"), который, строго говоря, и не "живописный" - настолько сильно он завязан на графике, на линии, на старом-добром фресковом подходе, на локальном цвете, на ювелирных приёмах с прозолотой волос - и вдруг во всё это условное, линейное, как в маску, вписываются абсолютно живые глаза.

И ещё:



"Целомудрие, Любовь и Наслаждение"... ну и Меркурий сбоку.

И не спрашивайте меня чем и о чём художник думал, когда всё это делал. Я не знаю, не знаю я, на "Примаверу" я пырюсь не как искусствовед, а как восхищённый котик.

Кстати, мы с вами добрались до 1482 года, то есть нашему герою уже 37 - весьма солидный по тем временам возраст, и вам пора уже спрашивать меня "ну а семья, дети - были?"

(Вот за что ещё люблю всякие Нидерланды - там про жену до определённого периода всегда можно сказать "ага". Потому что нет ручек - нет печенья, не женился - не вступил в цех, не вступил в цех - вечный подмастерья. Исключения чрезвычайно редки. А с этими итальянцами, да с их вольными нравами, да с увлечением античностью, да с бисексуальностью каждого третьего - поди их пойми...)

Ну так вот - ни семьи, ни детей, ни хоть сколько-нибудь влипших в историю связей.
Всю свою жизнь он прожил в доме отца вместе со старшим братом. Причинами для этого считайте всё, что угодно - от глубокой религиозности до очарованности образом Симонетты Веспуччи, рано умершей возлюбленной Джулиано Медичи, в которую было влюблено, как я понимаю, пол-Флоренции.
Собственно и во Флоре, и в Венере и во всех высокошеих девах Боттичелли принято видеть Симонетту, как во всех лукавых блондинках Кранаха - Сибиллу Клевскую, а во всех женских образах Леонардо - молодого Леонардо.

Но, кстати, достоверных портретов Симонетты работы Сандро мы не знаем. Это обычно "портрет молодой женщины, предположительно Симонетты Веспуччи". Вот, к примеру:


С датами неясно - разброс 1476-1480, Берлинская картинная галерея.
Жестковат профиль на мой взгляд и с другими её портретами похож... ну... приблизительно.

Ну или вот:



По мне - "женщина Боттичелли" - образ собирательный. Там, конечно, есть и Симонетта - и иногда - в "Весне" и в "Венере" - очень сильно есть. А ещё (отмотайте к годам ученичества) там есть мадонны фра Филиппо. Те же прозрачные глаза и белокурые волосы, та же изумительная шея.

Ну и возьму-ка я паузу.
Tags: искусство, многакартинок, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →