_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Categories:

Сандро Боттичелли, часть вторая

Итак, продолжаем разговор про Боттичелли.
Но сразу уточняю - про иллюстрации к "Божественной комедии" не буду.
И, кстати, первая часть тут: http://users.livejournal.com/_ksa/1140212.html

Начали:

Практически сразу за "Примаверой" было написано "Рождение Венеры" - картина Боттичелли, которую "положено знать любому культурному человеку", потому что она напрыгивает на него отовсюду буквально. Как улыбка Моны Лизы и три шишкинских медведя.


Ок. 1484-1486. Холст, темпера. 278,5 х 172,5. Уффици, Флоренция

Лично я больше всего люблю, когда она напрыгивает на меня в фильме Терри Гильома "Мюнхаузен", потому что её там косплеит Ума Турман.



Кстати, те даты, что я ставлю, воспринимайте приблизительно - очень сложно всё у Боттичелли с датировками, разбег может быть на 5-7 лет.

Написано "Рождение..." было опять таки для Медичи - конкретно для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузена Лоренцо Великолепного. Ну и, как вы сами уже понимаете, считается, что образе Венеры изображена уже несколько лет как покойная Симонетта Веспуччи. Если это так, то можно сказать, что черты прекрасной Симонетты в памяти художника несколько подтаяли, потому что яркой индивидуальности лица Флоры ("Примавера") здесь нет. Это усреднённо-боттичелливский женский идеальный образ, что, конечно, не делает картину ничуть менее великой.

Отвлекитесь на секундочку от Венеры (вы её много раз видели) и посмотрите на море. Ну да, вот на этот нежно-бирюзовый фон, разделанный стилизованными волнами, на мой взгляд - это чистый восторг то, как Боттичелли втаскивает в "новую" живопись старые-добрые ходы из миниатюры и иконописи. Потому что вот этот декоративно-узорчатый подход к изображению природы - ровно оттуда. Никаких дурацких попыток сделать "как в жизни", отвалите с вашей "какжизнью", это сказка, декорация, сон...
Ну и сильно мы замечаем, насколько условна эта вода и эти деревья?

И вот хотите верьте - хотите нет, но это абсолютное совершенство триста с лишним лет висело никому нафиг не нужное на вилле Кастелло под Флоренцией. И если бы не шарахнутые Боттичелли прерафаэлиты - так бы там до сих пор она и была.

Ну и вот вам ещё антично-мифологического Боттичелли примерно тех же времён:



"Паллада и Кентавр", 1483, холст, темпера. 207×148 см, Уффици, Флоренция



"Венера и Марс". около 1483, Дерево, темпера. 69×173 см, Национальная галерея, Лондон

Формат картины довольно необычный - сами видите. Считается, что изначально она предполагалась для украшения спинки кровати. Заказана, судя по изображению осиного гнезда в правом верхнем углу, была семейством Веспуччи (это их геральдический символ).

Ну и для контраста с античной мифологией вот вам немножко его Мадонн примерно того же времени:



Мадонна дель Магнификат, 1485 г, Галерея Уффици

Это так называемое "тондо" - круглая картина. Какое-то время они были весьма популярны. Для художника упихнуть композицию в круг - задача довольно непростая, даже если ты Боттичелли. Вот вам тоже его тондо, но написанное примерно в 1478 году - и с гораздо менее удачным композиционным решением.



Здесь он просто взял композицию под квадрат и замкнул в круг. Ну, складочками немножко движение дал.

А Мадонна дель Магнификат настолько подчинена заданной форме, что кажется слегка выпуклой.
Ну и деталечка оттуда же:



Невероятно всё-таки итальянцы писали руки.

И голова Мадонны:



Да, опять всё то же лицо. Кстати, если посмотрите на ангелов - то и у них это лицо. Причём у всех.

Вот вам ещё тондо из "попозже" - Мадонна с гранатом (1487 г)



Не так лихо закручено, как Мадонна дель Магнификат, но форме картины удачно вторит изгиб тела младенца.

Вот этот кусочек жизни - между возвращением из Рима и до 1490 года (в который я потом вам скажу. что произошло) мастерская Боттичелли завалена заказами. Религиозные сюжеты, портреты и, вполне возможно, ещё мифология. Но мы её не посмотрим. Почему не посмотрим - потому что будет 1490 год.

Но пока мы не полезли в неприятное будущее - посмотрите как тем временем работают остальные мастера, чтобы для себя решить - насколько Боттичелли вытарчивает или не вытарчивает из потока:


Беллини, Мадонна с младенцем, 1480 год


Обожаемый мной Карло Кривелли, Мадонна с младенцем, 1480
(понимаем, да, что иконопись - вот она - никуда не делась)


Больтрафио, Мадонна с младенцем, 1485 год

А вот молоденький ещё Леонардо:


Леонардо да Винчи, Мадонна с младенцем ("Мадонна с цветком"), 1478 год

Ну и (раз не дала вам личной жизни художника) - дам хоть немножко характера. Но учитывайте - это "характер по Вазари", который писал спустя полвека и собирал легенды и слухи не особенно их просеивая. Ну и слог, мягко говоря, тяжеловесненький:

"Сандро был человек очень приятный и любил пошутить с учениками и друзьями.

По этому поводу, как рассказывают, что один его ученик, именем Бьяджо, сделал для продажи тондо, в точности сходное с вышеописанным. Сандро продал его одному гражданину за шесть флоринов золотом, подошел к Биаджо и сказал ему: «Я, наконец, продал твою картину; поэтому, сегодня же повесь ее, пожалуйста, повыше: вид ее от этого выиграет, а завтра утром пойди на дом к этому гражданину и приведи его сюда, чтобы он увидал ее в самом лучшем положении и на своем месте; тогда и получишь деньги». – «О, как хорошо вы сделали, учитель», – сказал Биаджо, а затем пошел в мастерскую, поместил тондо достаточно высоко и отправился. Между тем Сандро и Якопо – другой его ученик – вырезали из картона восемь капюшонов, таких, какие носят граждане, и белым воском прикрепили их над головами восьми ангелов, которые на этой картине были изображены вокруг Мадонны. Наступило утро – и вот идет Биаджо вместе с гражданином, купившим эту картину, который знал, что готовится шутка. Входят они в мастерскую, Биаджо поднимает глаза и видит свою Мадонну не среди ангелов, а среди флорентийской синьории, заседающей в этих капюшонах. Он чуть было не закричал и хотел извиниться перед покупщиком; но, видя, что тот молчит и даже еще хвалит картину, удержался. Наконец Биаджо отправился домой вместе с гражданином и получил в оплату шесть флоринов, за которые учитель продал картину; потом он вернулся в мастерскую, как раз когда Сандро и Якопо успели убрать картонные капюшоны, и увидел, что его ангелы – ангелы, а не горожане в капюшонах. Тут он остолбенел от изумления и не знал, что подумать. В конце концов он повернулся к Сандро и сказал: «Учитель, не знаю: сон ли мне снился, или все это правда. У этих ангелов, когда я пришел сюда, оказались на головах красные капюшоны, а теперь их нет: что все это означает?» – «У тебя помутилось в голове», – отвечал Сандро. – Эти деньги сбили тебя с толку. Если бы это случилось на самом деле, неужели ты думаешь, что этот гражданин купил бы картину?» – «В самом деле», – согласился Биаджо, – ведь он мне ничего не сказал; а все-таки странная вещь мне привиделась». В заключение все остальные ученики окружили его и столько ему наговорили, что он поверил, будто у него действительно было помрачение ума2.

Однажды рядом с Сандро поселился суконщик и поставил у себя целых восемь станков, которые во время работы шумом подножек и стуком ящиков, но только оглушали бедного Сандро, но сотрясали весь дом, так что стены ходили ходуном. И из-за того, и из-за другого ему невозможно было ни работать, ни вообще оставаться в доме. Он несколько раз просил соседа как-нибудь устранить это беспокойство, но тот отвечал, что он волен делать у себя дома все, что ему заблагорассудится. Тогда Сандро рассердился и на своей стене, которая была повыше соседской и не очень крепка, взгромоздил огромнейший камень, величиной с целый возище, приведя его в положение неустойчивого равновесия, так что казалось – вот только чуть дрогнет стена, и он свалится и сотрет в порошок и крышу, и потолок, и сукна, и станки соседа. Тот перепугался такой страшной опасности и уже сам теперь прибежал к Сандро, но получил ответ своими же словами: что, мол, он волен делать у себя дома все, что ему заблагорассудится. Не добившись другого исхода, он был вынужден пойти на благоразумное соглашение и обходиться с Сандро по-добрососедски.

Еще рассказывают, что Сандро, шутки ради, обвинил перед викарием одного своего приятеля в ереси, а тот явился и спросил, кто его обвиняет и в чем. Когда ему сказали, что это Сандро, который говорил, будто он придерживается мнения эпикурейцев, что душа умирает вместе с телом, то он потребовал очной ставки с обвинителем перед судьей. Когда Сандро явился, он сказал: «Я действительно такого мнения относительно души Сандро, потому что он животное. Сверх того, не кажется ли вам, что он еретик, потому что, не учась и едва умея читать, он комментирует Данте и упоминает имя его всуе».

Еще рассказывают, что он любил свыше всякой меры всех занимающихся искусством, кого только знал, и очень заботился них."


Вот от этого "шутки ради, обвинил перед викарием одного своего приятеля в ереси" у меня несколько мурашки по хребту. Но, повторяю - Вазари писал сильно позже, может было - может нет, а может всё было совсем не так.
А с другой стороны - в этот момент можно было вот так при свидетелях расписаться в своей сомнительной вере - и ничего, пошутили и разошлись.

Ну и вот вам ещё картиночка из остатков спокойного времени - 1489 год, "Благовещение":



Опять таки обратите внимание на то, как художник гнёт анатомию и пластику под задачу. Изгиб тела Мадонны неудобен до неестественности, но изумительно пластически выразителен. Поэтому мы просто не задумываемся "а можно ли так встать, если ты не гимнаст?"

Итак - год 1490-й.
В этом году правитель Флоренции Лоренцо Медичи (Великолепный) за каким-то чёртом пригласил в город священника и проповедника Джироламо Савонаролу, и с этого момента всё, простите за непарламентские выражения, пошло через жопу.
Потому что Савонарола, к сожалению, был человеком из худшей разновидности глубоко религиозных христиан - он точно знал, "как надо" и был готов загнать человечество в Царство Божие, как бы оно ре рыпалось. И ещё он был умён, честен, бескорыстен и очень, ОЧЕНЬ убедителен.
Честное слово, лучше бы пил и курил(с)

Вот он, пусичка - уточняю, портрет прежизненный:


Фра Бартоломео, Портрет Джироламо Савонаролы, 1498г, масло на дереве, 47х31см,музей Сан Марко, Флоренция

Зачем такое сокровище понадобилось Лоренцо - человеку неглупому? Считается, что побудил его к этой глупости слух о пророческом даре Джироламо - тот предсказал смерть папы Иннокентия VIII и вступление французских войск на Аппенины.
Сначала "провидец" получил кафедру проповедника в Сан-Марко, а в 1491-м уже был избран тамошним настоятелем.
С пригласившим его Лоренцо священник не поладил.
Особенно некрасиво с кончиной Великолепного вышло - от умирающего правителя Савонарола потребовал вернуть неправедно нажитое добро и республиканские вольности Флоренции. Лоренцо отвернулся к стеночке, а этот, простите, козёл в рясе, ушёл, не дав умирающему причастия.
После смерти Лоренцо (1492 год) правителем Флоренции стал его племянник Пьетро, к сожалению, не обладавший железной хваткой Великолепного.
А Савонарола тем временем проповедовал как-то так:

"- Вы - порода свиней! Вы погрязли в языческом блуде. Вы извращены во всем: в речи и в молчании, в действии и в бездействии, в вере и в неверии. Церковь, смрад от которой поднимается до самого неба, умножила свои блудодеяния во вселенной, превратилась в дом терпимости.
Алтарь не что иное, как церковная лавочка. Прелаты держат при себе куртизанок, лошадей, собак, дома их наполнены коврами, шелками, духами и рабами; их колокола звонят только ради хлеба, денег и свеч. Они продают святые таинства, брачные мессы, они все продают.
Государи сластолюбивы, жадны и горды; глаза гнилые, уши гнилые, рты гнилые. Они обирают вдов и сирот, притесняют народ.
Дворы сделались гнездом всех развратников и преступников, там зловредные советники сосут кровь из народа, там философы и поэты при помощи всякой лжи производят до самих богов происхождение государей.
Художники изображают пресвятую деву как какую-нибудь куртизанку. Религия не что иное, как выставка богатых митр, красивых церемоний, драгоценных камней, золотых подсвечников, парчовых риз, аристократических капелл, чаш с вырезанными гербами."

И не то, чтобы это не было правдой. Строго говоря - именно так всё и было.

И "какой же из этого следует вывод?" - как говорил печальный ослик Иа-Иа.
А вот такой:
"Долой этот человеческий позор! Никакой пощады, никакого перемирия! Долой бесполезные книги! Долой фальшивое красноречие, фальшивую красоту, фальшивую науку, которая питается лишь гордостью! Долой Рим! Долой церковь! Долой веселье, долой всех, кто живет в веселии, кто живет весельем! Прекратите игры, прекратите балы, закройте трактиры! Теперь время рыданий, а не праздников. Готовятся великие бичи! Сильные мира скоро умрут. Италия станет добычей иностранцев. Будет страшное смятение, война после неурожая, чума после войны, будут слушать одного варвара на этой площади, другого - на другой; народы будут раздавлены, все люди потеряют рассудок!"

Пьетро проповедника из Флоренции погнал.
Тот отправиться в Болонью, где быстренько на проповеди обозвал жену правителя дьяволицей, за что она по-простому люблю решительных женщин велела своим телохранителям его убить. Жаль не вышло.
После чего наш огнепальный пророк опять оказался во Флоренции и продолжил там свои душеспасительные речи. Горожане раздавали имущество бедным, женщины снимали украшения и все коллективно молились, постились и слушали радио Радонеж.

А в это время Бонопарт переходил границу французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре 1494 года дошёл до Флоренции. Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан, посольство к французскому королю возглавил Савонарола.
Строго говоря, с 1494 по 1498 год он и был правителем Флоренции. Город, бывший центром культуры Возрождения, превратился в странную помесь раннехристианской коммуны и интерната для трудных подростков.
И сил моих нет про него писать - идите и гуглите. Потому что тошнит меня от этого святого человека.
Скажу только то, что за период его правления великолепная вольная Флоренция здорово себя почистила, чтобы легче было взлететь в Царствие Небесное. Книги, картины и прочая суетная роскошь отправлялись на "костры тщеславия".
По легенде на одном из таких костров 7 февраля 1497 года Сандро Боттичелли сжёг несколько своих "греховных" полотен.
По другим легендам, во время правления Савонаролы художник ни симпатий ни антипатий не выказывал, а вот на излёте славы проповедника, а особенно после его казни, чрезвычайно проникся идеями.

Ну а то, что в это время писал, было в основном, "божественное".
Вот одна из последних из "пышных картин" - "Коронование Девы Марии", заказанное для обители Сан Марко цехом ювелиров:


(Алтарь Сан Марко) 1490-1492, дерево, темпера 378 х258 см, Галерея Уффици, Флоренция

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем :


1490-1495г, темпера, холст, Галерея Палатина(Дворец Питти),Флоренция

Тондо "Богоматерь под балдахином":


1493г, дерево, темпера, 65.7 х 41 см,Пинакотека Амброзиано, Милан

Совершенно вымораживающие "Оплакивание Христа":



Судя по всему написанная без заказ, для себя "Клевета":



1495г, дерево, темпера, 62 x 91 см, Галерея Уффици, Флоренция

Там сильно сложный символический подтекст, расшифровывать не буду, это, простите, гуглится, ну или вот тут довольно отчётливо изложено: http://nearyou.ru/bottichelli/3calumn.html

А вот вам очень неожиданная вещь - "Покинутая" (между 1490 и1495 годами):

Рим, Собрание Роспиглиози
Нет, это не "жанровая живопись" это библейский сюжет - "Фамарь, изгнанная Амноном" - но от этого не легче.

А Савонарола тем временем продолжал строить земной рай в своём представлении.
В конце-концов Папа отлучил бунтаря от церкви, официально запретил проповедовать и пригрозил заодно отлучить и всю Флоренцию. Флорентийская Сеньория, которой это двоевластие тоже надоело, запрет поддержала, а через некоторое время назначила проповеднику "суд Божий" с испытанием огнём. На суд Савонарола не явился и народ начал подумывать, что пророк какой-то не тот. Сеятель ветра таки пожал свою бурю. 7 апреля он был заключён под стражу, многократно пытан и 23 мая 1498 г. при огромном стечении народа повешен. Тело его было сожжено.
Ну и - закономерный финал:



Казнь Саванаролы. Неизвестный художник.
И делайте со мной что хотите - ни хрена мне этого зажигательного энтузиаста не жалко. В гробу я видала любовь к Господу, насаждаемую его методами.

А вот Боттичелли эта казнь сильно прибила. Вот так об этом рассказывал его брат:
"Алессандро ди Мариано Филипепи, мой брат, один из лучших художников за последнее время в нашем городе.., сидя дома у очага, около трех часов ночи рассказал о том, какой разговор происходил у него в этот день в его мастерской с Доффо Спини. Когда Сандро, знавший Доффо как любителя его картин, попросил его сказать чистую правду о том, за какие грехи был подвергнут позорной смерти брат Джироламо, Доффо ответил ему: «Сказать тебе правду? У него не только не нашли смертных грехов, но и вообще никаких, даже более мелких, обнаружено не было». И тогда Сандро спросил: «Почему же подвергли вы его столь позорной смерти?». На что Доффо ответил: «Это не я. Это вина Беноццо Федериги. И если бы этот проповедник и его друзья не были убиты, то народ отдал бы нас им на растерзание, и мы были бы разорваны на куски. Дело зашло так далеко, что мы решили, что для нашего спасения лучше ему умереть».

Работы, написанные Боттичелли после этих событий можно пересчитать по пальцам.
Одна из последних картин:


Мистическое Рождество, 1500г, темпера, холст, 108.5 x 75cм,Национальная галерея, Лондон

И чуть ли не самая последняя - "История Виргинии":


1504г, темпера и масло на дереве, 85 x 165 см, музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон

(если кто не помнит - Виргиния - барышня, которую родной отец заколол, дабы не отдавать насильнику)
В последние годы Боттичелли ничего не писал. Если опять же верить Вазари, он был согнут болезнью и ходил, опираясь на два костыля.
Ну и опять таки цитата из Вазари:
"...Зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным ... лучшее же, выполненное его рукой, — это Триумф веры фра Джироламо Савонаролы из Феррары, приверженцем секты которого он стал в такой степени, что бросил живопись и, не имея средств к существованию, впал в величайшее разорение. Тем не менее он упорствовал в своих убеждениях и сделался, как их называли тогда, "плаксой", отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо деи Медичи ... а за ним и друзья его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду."

Хотя в "умереть с голоду" я сильно сомневаюсь - до самой смерти он жил в доме отца вместе с семьёй брата - достаточно многочисленной, зажиточной и любящей Сандро - так что уж миской не обнесли бы.

В последний раз современники вспомнили о нём в январе 1505 года, когда решали, куда установить Давида Микеланджело. Боттичелли предложил лестницу Флорентийского собора, но прошло предложение Филиппино Липпи и самого Микеланджело - площадь Синьории.

Согласно церковным записям, Боттичелли умер в 1510 г, 17 мая был похоронен на кладбище церкви Оньисанти во Флоренции - и благополучно забыт на три столетия.
Как не было просто.

Ну и немножечко смыть впечатление от финала - вот вам Боттичелли светлых времён:

Рисуночек:


Бумага, карандаш, белила.


Портрет молодой женщины:


1475г, дерево, масло, 61 x 41, Галерея Палатина(Дворец Питти),Флоренция


Женский портрет (Смеральда Брандини?) 1470-1475г, дерево, темпера, 65.7 х 41 см,Музей Виктории и Альберта, Лондон

Портрет юноши:


1485г, дерево, темпера, 37.5 х 28.2 см, Национальная галерея, Лондон

И совсем-совсем ранняя сияющая просто Мадонна с ангелами:

1469-70г, дерево, темпера, музей Каподимонте, Неаполь

И ещё одна - абсолютно неожиданная:

Мадонна с Mладенцем,прославляемая херувимами, 1469-1470г, темпера на панели, 120 х 65 см,
галерея Уффици, Флоренция
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →