_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Categories:

прокнишки

Порекламирую-ка я хорошую книжку, которую вы вдруг ещё не читали (совершенно бескорыстно - корыстно я на неё уже писала рецензию в "Книжное обозрение").
Итак - скандинавский гадский гад (это я любя ) Ю. Несбё, роман "Сын":



Осенью, когда мне как раз надо было на него писать рецензию, я не успела взять свой экземпляр в редакции, потому что уезжала в Питер. Сошла с поезда в шесть утра, сонно добрела до "Буквоеда", села в тамошнем кафе, взяла кофе и открыла "Сына". А дальше только иногда вставала за ещё кофе - пока не дочитала.

А это будет эпиграф:

- Ты убивал людей?
- Да, но они все были плохими.
(фильм «Правдивая ложь»)



Поклонники Несбё знают – он – писатель жесткий, кровавый, не щадящий ни волков, ни агнцев, поэтому развлекательными его книги не назовешь.
Поклонники Несбё знают, что он - писатель удивительно нежный (отчего жестокость его текстов становится еще невыносимее).
Поклонники Несбе знают, что он – писатель, внимательный к деталям настолько, что книга порой вызывает ощущение просмотренного фильма.
В "Сыне" сволочной норвежец предельно эксплуатирует все эти свойства.
Хотя в остальном «Сын» довольно сильно отличается от привычного нам Несбё – для начала тем, что расследованием здесь занимается преступник, с каждым шагом утяжеляющий свой долг перед законом.
Причем речь идет не о чем-нибудь криминальном, но мирном, вроде похищения картин из частных коллекций (как, скажем, в «Охотнике за головами»). Главный герой «Сына» – убийца – решительный, безжалостный и совершенно неудержимый. В списке совершённого им будут: расстрел женщины (ее серьги он потом подарит своей возлюбленной), отравление при помощи распыленного наркотика, похищение, палец, отрезанный у полицейского и вновь убийство – с бойцовыми собаками в качестве оружия.
И при этом читая вы (скорее всего ) будете играть в его команде.

Образ обаятельного убийцы для литературы не новость – читатели исправно сочувствовали еще древнегреческим героям, резавшим направо и налево не только врагов, но и пап, мам, друзей, детей и любимых педагогов (впрочем, последние три позиции обычно истреблялись в приступе безумия). Потом свою лепту внесли далекие от пацифизма герои рыцарских романов и всевозможные благородные разбойники от Робина из Локсли до Дубровского. Потом в моду вошла психология, и мы научились проникаться к убийце определенной нежностью, даже если он не грабит богатых, чтобы раздать деньги бедным, а, к примеру убивает (и даже фрагментарно ест) неприятных и невежливых людей (особенно если в экранизации задействован Энтони Хопкинс или Каспар Улье ). Или, будучи матерым социопатом, реализует свою страсть к насилию казня убийц, как душка-Декстер.
В герое Несбё нет ни леденящего совершенства Ганнибала Лектора, ни внеморальной отстраненности Леона-киллера, ни завораживающей внутренней неправильности Декстера.

Во время своего первого появления он настолько аморфен, что на него почти не обращаешь внимание — просто некий экзотический персонаж второго или третьего плана, тихий торчок, которого заключенные отчего-то выбрали на роль всеобщего исповедника. А пока автор умело отводит читателю глаза, заставляя гадать, вокруг кого из более ярких персонажей будет строится история, кроткий наркоман, выслушав очередную исповедь, внезапно решает отказаться от наркотиков, с удивительной легкостью прорывается на свободу и начинает свою войну.
Он осуществляет её как чей-то заблудившийся ангел-хранитель, получивший от Творца приказ поработать ангелом мщения — не испытывая от происходящего никакой радости, но последовательно и очень качественно, а пока он, преследуемый и полицией и мафией, кладет свои цели одну за другой, очарованный читатель полностью переходит со стороны «казаков» на сторону «разбойников» - точнее, одного разбойника, которого пресса уже окрестила «Будда с мечом».

К счастью, автор заканчивает битву раньше, чем главный герой падет — и это одновременно неправдоподобно и необходимо, потому что «Сын» - редкий пример отличного детектива с великолепным главным героем, к которому не хочется получить ни закономерного финала, ни продолжение. И не потому, что «сиквелы всегда хуже», а потому, что продолжение будет означать только одно – автор не дал «Будде с мечом» покоя и заставил продолжать войну.
Tags: бескорыстный пиар, думаю, книги, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments