_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Легенда о "вольных" художниках, часть первая.

Я тут обещала немножко написать про обучение художников в Средние века, ну уж заодно и в Раннее Возрождение:
Представление о художниках у людей зачастую романтические, и я не исключение. Когда мне лет в шесть задавали вопрос: кем ты хочешь быть? Я уверенно отвечала: - Художником. Потому что из примеров вербальных и визуальных знала, что художник - это круто. Он ходит в такой длинной кофточке с пышными рукавами и атласным бантом на шее, на голове носит бархатный берет, в правой руке у него кисти - сразу штук пять, а в левой палитра с очень аккуратно выдавленными красками (некоторые персонажи исхитрялись и то и другое удерживать в одной руке, засунув кисти в дырку палитры и растопырив потом таким красивым веером, а другой рукой производить какой-нибудь возвышенный жест или бантик художественно поправлять), он рисует что хочет и на работу ходит, когда хочет. Потом началась суровая правда жизни, и я потихоньку утратила иллюзии - сначала насчёт палитры, потом насчёт берета. Художника типа описанный в литературе живьём видела один раз. Без берета, но при бантике. Писал так себе. Длинные блузы иногда ношу.

Время от времени меня мордой об стол припечатывает уверенность других людей, что так оно всегда было и правильно - вот блуза, берет, на работу не ходят... Дальше мнения разделяются - одни считают, что рисовали, что хотели, а им за это платили, а другие - что рисовали задаром, потому что торговать искусством это грех, и вообще - художник должен быть голодным. Откуда растут уши этой красоты понятно - из всех сказок, что мы читали-смотрели в детстве, где в мансарде, голодный, но в блузе, сидит художник, а к нему то облако на раскраску залетит, то принцесса прибежит, то это вообще Монмартр и все поют "Карамболина-Карамболетта", пьют вино и ничерта не делают, потому что пиши "художник" - читай "свободный".. .

Фигушки. Никаким "свободным" искусством изобразительное не было. А были свободными: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Да, вот так, музыка есть, а живопись - нет, геометрию - в университетах, а живопись в мастерских, потому что не свободное искусство, а добротное, почтенное ремесло.

А если ремесло, то, господа - цех или гильдия, это уж как вам удобно. Про цеха все мы классе в пятом-шестом проходили, но я напомню: "Средневековый цех представлял собой корпорацию свободных ремесленников, занимающихся одним и тем же ремеслом. Полноправными его членами были мастера, но путь к мастеру был долгим и трудным - от ученика и подмастерья.

Обучение ремеслу считалось делом общественным, и уже ученик имел перед цехом определенные обязанности. Прежде всего, он должен был представить рекомендацию и свидетельство о законном и свободном происхождении ("чтобы не был крепостным"), должен был внести задаток и выдержать у мастера четырехнедельный испытательный срок. После этого в присутствии всего цеха объясняли мальчику его обязанности: "Ученик должен дорожить честью своего мастера и не позорить своего ремесла, ибо оно - свято". Мастер же, берущий ученика, "должен содержать его день и ночь в своем доме, давать ему хлеб, усердно заботиться о нем, держать его крепко за запертой дверью"
(цитирую из чрезвычайно толковой статьи http://www.e-tallinn.info/last/crafts/).
Между прочим, цеховой устав, ограничивая приём крепостных, барьера по половому признаку вплоть до XIV века во многих гильдиях не ставил. Нет, я серьёзно, "баб не брать!" открытым текстом обычно не написано, но...

Кстати, вот тут очень хорошо вернуться к возникавшему на днях вопросу "а почему не было известных женщин-художников". Потому же, почему не было известных женщин-каменщиков, оружейников, печатников - потому, что мастерская любого хорошего (перспективного, как учитель, популярного) мастера была похожа... нет, не на бордель, а на очень тесное и мало комфортабельное общежитие, в котором, помимо самого мастера и его продолжающих семейное дело сыновей и племянников, ютилось от 2-3 до 15 разновозрастных оболтусов мужеска полу. Так что попытаться пристроить туда же сколь угодно одарённую дочурку, мог исключительно на всю голову больной папа. Потому что выдать её, после проживания на протяжении нескольких лет в этой тусовке, замуж было бы делом абсолютно невозможным.

Гильдии художников в правилах своих от прочих ремесленных гильдий отличалась мало. В святых покровителях обычно имели Евангелиста Луку, который почитался первым христианским живописцем. Занималась работами: ювелирными, печатными, граверными, с некоторого времени и изографическими (иллюстрация), живописными (если это не роспись домов снаружи - тогда, пожалуйста, к малярам), скульптурными. В иных местах печатники и скульпторы (резчики)выделялись в самостоятельный цех. Архитекторы в художественные гильдии не входили (потому как изучали свободные искусства: "арифметику и геометрию", а так же мало интересовавшую художников "перспективу", отчего задирали нос и причисляли себя к искусствам высшим) тем ни менее были поначалу приписаны к каменщикам, а после образовали собственный цех.

Не сразу в художественных гильдиях появились и изографы - потому что(как бы не совмещалась в наших головах книжная миниатюра с понятием "средневековое искусство")основными поставщиками иллюстрированной книги были монастырские скриптории, куда мирянам путь заказан.

Итак, продукция, производимая художественными цехами: украшения, золотая и серебряная посуда - от эскиза до финальной чеканки мелких деталей, дизайн для дорогого оружия и доспехов, роспись покоев изнутри, эскизы и роспись мебели, гербовых щитов, эскизы для вышивок и гобеленов, печати, медали (от эскиза до отливки), гравированные доски для всевозможных нужд - от лубка до игральных карт, росписи храмовые, росписи светские, алтарные картины, портреты, вывески... Если надо привести пример художника, который лично, в одну морду всё это умел - пожалуйста, любезный сердцу моему Лукас Кранах, получивший обычное для того времен образование в мастерской собственного отца, золотых дел мастера.

То есть всё вышеперечисленное обычно должен был уметь средней руки художник в среднем европейском городке. Каком-нибудь Брюгге, к примеру. Я вот из этого списка умею пункта четыре, ну... пять...

При этом стоит помнить, что художественных салонов не было, а значит первым, что должен был узнать ученик это: подготовка красочных составов - от измельчения минерала до баночки с растёртым колером, подготовка доски под роспись - от правильного распила до грунта, составы грунтов, составы лаков... Причём по сырой извёстке надо писать одним составом, а по доске и грунту - совсем другим. А между делом рисовать любой бытовой предмет, подвернувшийся под глаз, потому что рисунок с натуры, который мастер тебе время от времени правит умелой рукой - база обучения. Теории, как таковой нет, анатомических канонов человеческого тела нет, зато есть масса символов, ограничений и прямых табу, которые нужно запоминать. Бумаги и карандашей сколько угодно кстати тоже нет, и не сколько угодно - нет, пергамент вещь чрезвычайно дорогая, поэтому рисуют стилосами на вощёных дощечках, угольками - на невощёных. Во время, свободное от того самого приготовления красок, грунта, досок, кистей и прочих ученических обязанностей, потому что гоняли этих отданных в науку в хвост и в гриву.

Нет, стоит отметить, что ученичество у художника всё-таки сильно отличалось от тяжкой судьбы Ваньки Жукова. Обучение было подконтрольно, имело изначально оговоренный срок, и если в конце его, на гильдейском экзамене ученик выказывал недостаточные знания, учитель платил цеху за свой педагогический провал солидный штраф и оплачивал повторное обучение у другого мастера. Если вы думаете, что на этом всё - глубоко ошибаетесь. Выдержавший экзамен становился подмастерьем и отправлялся работать в ту же мастерскую, к тому же учителю или выбрать для продолжения обучения иного мастера. Собственно с этого момента начиналась "отделка щенка под капитана", потому что подмастерье мог стать самостоятельным художником, а мог и не стать. Чаще не становился.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →