_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Продолжаем разговор (легенда о "вольных" художниках, часть вторая)

Итак, подмастерье. Парень обычно от 14 до 20 лет. Теперь у него есть некоторые права - сменить мастера, самому выбирать, где жить, получать небольшую плату за свои работы, участвовать в обучении новичков. Худо-бедно он умеет почти всё, что позволит ему стать мастером: готовить к росписи поверхности и краски, писать темперой и новомодным маслом, лепить из глины и воска, изготавливать формы для литья, обращаться с гравёрным резцом и, главное - копировать. Потому что строго говоря, обучение рисунку и живописи в средневековой мастерской - это почти механическое, не подкреплённое теорией, обучение идеальному копированию - живой ли модели, чужого ли образца. Ученики копируют наиболее удачные работы мастера, стенные росписи и алтарные доски в храмах своего городка и городка по соседству, резьбу на соборных капителях, надгробия в усыпальницах, копируют композицию целиком и отдельные детали - из них они будут (с величайшим почтением) собирать собственные картины, потому что дословное цитирование мастеров прошлого - дело обычное. Подмастерье, набивший руку на копировании, допускается к участию в больших работах мастерской - к фонам, пейзажам и второстепенным персонажам стенных и алтарных росписей и к небольшим самостоятельным работам. Про Леонардо, написавшего ангела лучше, чем его учитель Андреа дель Вероккио (к слову сказать, ученик ювелира), только ленивый не слышал. Вазари, бывший одним из первых биографов Леонардо, утверждает, что ошеломлённый талантом ученика, мастер бросил кисть и более не поднял. Вот такие мы нежные, ну прям Анна Каренина. Враньё, между прочим, извините, художественное преувеличение, потому как существуют картины за подписью Вероккио, датированные годами позже очаровательного ангела да Винчи.

Случай с юным Леонардо, работа которого просто "рвёт" своей непохожестью картину учителя, уникальный. Чаще всего на выходе из мастерской ученики имеют руку, "заточенную" строго под своего мастера. Собственно, ни одному из учеников Леонардо повторить его фокус не удалось - самостоятельного почерка они не имели ни в юности, ни в зрелости. И это при том, что бедолага-мастер всю дорогу тыкал их носом: - У природы, дурни, учитесь, а не у меня, потому как " ... живопись из века в век склоняется к упадку и теряется, когда у живописцев нет иного вдохновителя, кроме живописи уже сделанной. Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод - как это мы видим на живописцах после римлян, которые все время подражали один другому и из века в век все время толкали это искусство к упадку."(Леонардо. "О живописи"). Других же у природы учиться особо не понукали - и некогда, и не выгодно, потому что если работы мастерской некоего мастера хорошо продаются - чего же от добра добра искать?

Отступление: Кстати, не кричите мне немедля: - Причём тут Леонардо, он же из Возрождения? Возрождение - по времени понятие крайне зыбкое. В Италии оно, к примеру, уже настало, и даже несколько созрело, а в Германии меж тем ещё поздняя готика. Причём в той же Германии есть своё собственное персональное Возрождение в лице Дюрера, а в Италии на фоне Леонардо с Ботичелли дочерта той же поздней готики, плавно перетекающей в маньеризм.

Работы подмастерьев мастер сможет выставить на продажу - без подписи автора (подмастерье не имеет права на собственную подпись), и без подписи мастера-учителя (если он вовсе не приложил к картине руку), но с клеймом мастерской.

Примерно с XV века обучение подмастерья длилось обычно четыре года и включало в себя период статичный (полировка навыков в мастерской учителя) и бродячий (обязательное странствие по городам и весям родной страны, а по возможности и сопредельных). Путешествовали пешком и тем методом, который писатель Валентинов поименовал : "Стоп-телега". Минимальные деньги на путешествие откладывал мастер, основные молодая шпана должна была зарабатывать в пути своим искусством. Бродячая часть обучения несла сразу несколько функций: подмастерье выяснял, способен ли он прокормить себя сам, и какой свой талант лучше всего может продать - кто-то малевал трактирные вывески, а кому-то довелось расписывать храм; цех города и мастерская получали своеобразную рекламу ("вот какой стиль у мастеров из Брюгге!"), копируя работы других мастеров, ученики приносили в родной город новые идеи (собственно никаким иным путём композиция центральной части "Поклонения волхвов" Рогира ван дер Вейдена, вплоть до деталей костюмов, не могла оказаться на картине неизвестного чешского мастера); отчасти имел место и "промышленный шпионаж" - составы новых красок, лаков.

Несмотря на строгие ограничения для пришлых мастеров, подмастерье "на практике" случай особенный. Помощь им предусматривалась цеховым уставом. Мастер местного цеха должен предоставить ему двухнедельную работу, а если таковой не сыщется - цех выделяет ему некоторую сумму для продолжения пути.


А вот теперь можно на минуточку вернуться к "женскому вопросу". Предположим, что некая барышня-дочь художника таки дожала папу своей страстью к живописи и он взялся её учить. Допустим, она сдала экзамен и стала подмастерьем. А вот как этой барышне решить вопрос с вольным странствием по городам и весям, отнюдь не безопасным? Чёрт его знает, друзья мои, как решался этот вопрос. Возможно папа отправил с дочуркой здоровенного детину с дубиной, но (та-дам!) одна барышня, сумевшая пройти путь от ученика до полноправного члена гильдии точно известна. Это дочь фламандского художника Яна ван Хемессена Катарина ван Хемессен:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b5/Hemessen-Selbstbildnis.jpg
- первая нидерландская художница, картины которой подписаны и датированы, что несомненно говорит о полученном звании мастера. Всмотритесь в это лицо - к такой кроткой внешности и такое дьявольское упрямство (ничем иным я её успехи объяснить не в силах).
Кстати, для своего времени (середина 16 века) пишет девушка вполне прилично. Приличнее многих мужчин.

Итак: подмастерье отгулял положенный срок, не спился, не потонул, переправляясь вброд, не был убит разбойниками, не подался в разбойники сам, не завербовался в солдаты, не постригся в монахи, не прибился к мастерской в другом городе или другой стране и благополучно вернулся в родной город. Теперь до вступления в гильдию ему всего-ничего: создать (из собственных материалов) chef-d'oeuvre по основной специализации (картину, если ты живописец, три обусловленных ювелирных изделия - если золотых дел мастер и т.д.), жениться (да не на ком угодно, а на барышне, одобренной гильдией, выставить угощение цеху, оплатить вступительный взнос, предварительно отложив денег на приличное члену гильдии платье и бельё, оружие, ну и так, по мелочи... Пролезть в игольное ушко этих условий с первого раза удавалось хорошо если каждому пятому, и то сомневаюсь (одному таллинскому юноше. правда не из живописного цеха, четырежды заворачивали вступление, пока не согласился жениться на чьей-то не вполне кондиционной дочери). Подмастерья поумнее сразу сватались к вдовам мастеров своего же цеха, приобретая в комплекте с женой протекцию, начальный капитал и мастерскую. Неудачники оставались в подмастерьях до следующей попытки или навсегда.

Отмечу, что большая часть вышесказанного относится к Средним векам и Раннему Возрождению, хотя, как я уже говорила, в некоторых странах Средневековье уютно жило почти до XVII века.

Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →