_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Легенда о "вольных" художниках, часть четвёртая:

Прежде чем перейти от нидерландских школ к школам итальянским, позволю себе выложить довольно нудный отрывок из старого моего текста. Зачем я это делаю? Мне кажется, в нём неплохо описана разница между подходами к искусству мастеров уходящей готики (Нидерланды, Германия и прочий север) и Раннего и даже Зрелого Возрождения", которым достаточно долго пришлось уживаться бок о бок.


"Знатные господа и простолюдины, священники и миряне приходят, чтобы насмехаться над Богом, воплотившимся в человека. Даже ничтожные воры издеваются над Ним. Многие бесстыдно встают перед ним и дерзко поднимают голову к Нему с ухмылками и выкриками.И всё это творят не десять человек, не двадцать, а сотни и сотни" - эти слова взятые из проповеди начала XV века типичны для средневековой литературы, посвящённой Страстям Господним. Если устранить привычную для разговоров о греховности мирян горячность, окажется что автора оскорбляет любопытство, "желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях, характерное для той эпохи ощущение близости религиозного опыта к повседневной жизни" - эта цитата из Эренфрида Клуккарта великолепно характеризует ЧТО изображала алтарная живопись XV века.

А КАК это делали нидерландские мастера охарактеризовал (со свойственными ему безжалостностью, сарказмом и ревностью) великий Микельанджело: "во Фландрии пишут картины в основном для того, чтобы обманчиво передавать облик предметов и большей частью то, что способно вызывать восторг и восприниматься как нечто бесспорное, каковыми кажутся изображения святых и пророков, но, как правило, пишут они то, что обычно называют пейзажами, и при этом с мелкими фигурками. Но. как это ни приятно для глаза, на самом деле нет здесь ни искусства, ни смысла; здесь нет ни симметрии ни пропорций, здесь отсутствует выбор и, тем самым, величие, одним словом, в живописи этой нет ни мощи не великолепия; она воспроизводит многие вещи с одинаковым совершенством, тогда как достаточно должно быть лишь единой наиважнейшей, дабы отдавать ей все силы".

Эта тирада, не менее страстная, чем приведённая из проповеди, справедлива и не верна одновременно. Несомненно Микельанджело были знакомы не только "пейзажи с мелкими фигурками" - Италия конца XV столетия знала и Рогира ван дер Вейдена и Гуго ван дер Гуса, в чьих композициях действие и фигуры превалировали над пейзажем. Вероятно, более всего мастера оскорбляло именно отсутствие выбора: равное внимание отданное как лицу Богоматери, так и узору на её плаще и траве и цветам у её ног.

Непостижимая для Микельанджело равная драгоценность для фламандского живописца любой детали мироздания отвечала философии Николая Кузанского, говорившего, что "каждый элемент который в качестве составной части включается в космос, равно близок к Богу".

Возможно, именно осознание самостоятельной красоты каждого явления послужило Яну ван Эйку и следовавшим за ним тем, что Э.Панофский назвал "одновременным использованием телескопа и микроскопа". Расширив свой "космос" от листа миниатюры до сравнительной бесконечности алтарных створок. мастера не стали увеличивать его атомы.

Совмещение необходимых условностей, свойственное миниатюре и одновременного желания изобразить ВСЁ, вело к рождению типично нидерландского реализма, в корне отличавшегося от реализма итальянцев. Там где Мазаччо выстраивал перспективную сетку, чтобы сочетать сюжет и архитектуру в эдином пространстве, его современник Ян ван Эйк просто изображал действительность, не прибегая к рассчётам. И удивительно не то, что в изображённой со всей реалистичностью комнате Богоматерь не может выпрямится во весь рост, а молодого волхва в "Алтаре Колумба" от мальчика слуги, протягивающего ему дар (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/eb/Rogier_van_der_Weyden_009.jpg/660px-Rogier_van_der_Weyden_009.jpg)
в реальности отделяет несколько метров, а то, что убедительность созданного мира заставляет зрителя не замечать этих несоответствий.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments