_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Легенда о "вольных" художниках, часть шестая, Донателло

Добравшись до Италии, совершенно невозможно писать "в общем", хочется персоналий. Итак... Нет, не Микельанджело, хотя понимаю, что каждый среднеобразованный человек именно этим именем продолжает ассоциативный ряд "скульптура..." Это как "пушка - ядро" "море-корабль".
Итак, Донателло - и это не только черепашка-ниндзя, но и флорентийский скульптор Донато ди Никколо ди Бетто Барди.

Писать я о нём хочу потому, что он был изумителен, как шляпа волшебника. Ты в него воду - оттуда фруктовый сок, ты вишен - оттуда рубины. Я про то, что Донателло брал обрывочную, плохо переведённую, да ещё и пересказанную информацию (сам он знал латынь в объёмах церковной службы) - о пропорциях ли, о перспективе ли, и просто знал, куда её надо приложить. Вот просто брал - и знал, впитывал воду, а выжимал вино.

Он родился где-то между 1383 и 87 годом в семье чесальщика шерсти. Вот в этом месте положено писать: "Донателло, простой человек, вышедший из народной среды, принёс в искусство...". Это дубли у нас простые, а папа Донателло был не каким-нибудь нищим чесальщиком-одностаночником, а зажиточным владельцем крупной мастерской. И быть бы его наследнику чесальщиком (и владельцем ещё более крупной мастерской), но тут у папы случились неприятности по политической линии. В итальянских республиках они то и дело случались буквально у всех, включая чесальщиков шерсти - участие в мелких заговорах, ну или знал, кто участвует и не сообщил, или сообщил, но не тому, в общем папа Донато был из Флоренции выслан, мастерская продана за долги, а подросший оболтус при первой возможности пристроен в ученики к какому-то художнику. Предположительно, к Биччи ди Лоренцо (а может и не к нему, но иных вариантов не предлагается). Смутно упоминается покровительство некоего банкира Мартинелли, так что можно предположить, что обучение оплачивал именно он, возможно дальний родственник или друг семьи.


Биччи ди Лоренцо относился ровно к тому типу художников, которые сами ничего нового не придумают и подождут, пока новое, придуманное другими станет немножко постарше, поэтому писал в добротной византийской манере, несколько разбавленной находками Джотто, примерно так:
2 Биччи ди Лоренцо Ангелы Фреска

Особых следов обучения у этого мастера я не вижу даже в ранних работах Донателло. Если, конечно не считать отличных навыков ювелирного дела. Думаю, что отдавая мальчика в науку, обнищавшая семья рассчитывала получить на выходе золотых дел мастера, но что выросло - то выросло.

Тем ни менее, выучился он  достаточно, чтобы в 1401 голу уже засветиться в каких-то документах, как ювелир, а около 1405-6-го года быть допущенным к украшению многострадального Собора Санта Мария дель Фьоре.Собор этот к тому моменту с переменным успехом пытались строить и украшать уже лет сто как. И всё не впрок - то деньги кончатся, то война, то мастера разбегутся.

Это у нас Иоанн-Евангелист - одна из первых крупных работ Донателло.

Вероятно ещё во время работы в мастерских при соборе, Донателло познакомился с Филиппе Брунеллески - архитектором и скульптором.
Тут я немножко отвлекусь на Брунеллески:
Брунеллески в Санта Мария дел Фрёре интересовал купол. Точнее отсутствие оного. Этот купол уже сто лет как интересовал всю Флоренцию. Был даже объявлен конкурс на лучший проект купольного свода, но (как вы помните) искусство создания крупных куполов было несколько забыто за тёмные века и проекты предлагались довольно курьёзные. Например, засыпать собор изнутри землёй, намешав в неё побольше мелких монет, сформировать кучку нужной формы и опираясь на неё выстроить свод. А землю с деньгами народ и так растащит. Брунеллески предложил модель купола на арочном каркасе, для которого даже не надо было выстраивать леса. Флорентийцы посмеялись, посомневались. поприсылали архитектору письма с критикой идеи (некоторые в стихах - до чего красиво тогда люди ругались!), но после того, как он выстроил часовню с подобным куполом - согласились. Вот, собственно, результат:


Так вот пока Брунеллески доказывал всем и каждому возможность постройки собору купола без лесов, Донателло ваял статуи для его ниш. Ну и ещё немножко для Ор Сан Микеле, где работал великий Гиберти (у него Донателло ходил в учениках в 1403-4 годах).

Для Ор Сан Микеле он сделал своего Марка, впервые среди скульпторов Возрождения использовав хиазм – это такая часто использовавшаяся в античной скульптуре постановка тела с упором на одну ногу. Примерно так:


Вот сейчас будет врезка из области анекдотов и непроверенной информации - типа птиц, которые клевали виноград на картинах Апеллеса. Подцепила я её в одной очень милой, но сильно художественной биографии Донателло.:
Для церкви Ор Сан Микеле Донателло сделал святого Марка. Заказчиком скульптуры выступал цех ткачей и качеством работы старшины остались недовольны. - Где, - говорят, - благочестие? Мужик какой-то, а не святой.
- Всё немедля гениально переделаю, - сказал наш Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Через неделю старшины пришли с проверкой и обнаружили следы бурной деятельности - груду мраморной крошки и забытые (верно в изнеможении) у ног статуи инструменты. - Вот - сказали они. - Это, мы понимаем, святой Марка. Всё при нём.
Крошку и мелкие кусочки мрамора Донателло просто принёс в мешке и рассыпал под ногами статуи в ночь перед повторной инспекцией.

Таких анекдотов про Донателло ходило множество.
Вазари, кстати, рассказывает историю иначе - Донателло просто просит установить Марка в его нишу и на пару недель укутывает холстом, говоря, что под ним будет работать. Через две недели клиенты были в восторге (потому что статуя снизу смотрелась лучше, для чего Донателло базово исказил пропорции).

Ну так вернёмся к хиазму:
Вот сейчас вы скажете "делов-то - ножку в сторону отставил". Делов-не делов, а до него не догадались. Скульптуры выкапывали, восхищались, теоретизировали, но не догадались. А вы мне на это: "а может он тоже теоретизировал, ночей не спал, все пергаменты поисчиркал схемами..." А я вам: "фигу". Потому что при тех объёмах работ, которые он выполнял, на теоретизирование не было времени. Чистое "хвать - попался" любой проносящейся мимо идее. Подсунули неудачно выпиленную слишком плоскую глыбу? Другой мастер побежит требовать замену, Донателло разумно прикинет, что спину у статуи в нише никто не видит, и срежет её нахрен на четверть, вписавшись в параметры камня. Напарник не может разместить в длинной нише композицию из четырёх скульптур и уже месяц бъётся головой о стену? Тут урежем, там отколем и запихаем всю четвёрку в лучшем виде. Подмастерье сбежал, бросив незаконченную статую, за которую уже и аванс проеден, а голова у неё никуда не годна? Отобъём эту, приставим новую, и с такой выразительной мордой, что промахи в теле уже никто и не заметит.

Что считать самой ранней из сохранившихся работ Донателло, не решено до сих пор. Святого Иоанна (которого датируют с разбежкой от 1408 до 1412) вы уже видели, а теперь покажу ещё библейского пастушка Давида (1408–1409):


- он совсем не похож на Давида Микельанджело, он ещё очень готический, этот мальчишка, стоящий подбоченясь над головой Голиафа. Очень готический, но не очень серьёзный. И несколько наглый. Впрочем, флорентийской синьории пацан понравился настолько, что она его купила. На момент создания Давида Донателло даже не был мастером. В цех Св. Луки его примут только в 1412 году - как живописца, скульптора и золотых дел мастера. Кстати, нарушив правило о предварительной женитьбе. Впрочем, в италийских цехах этот пункт нарушался через раз.

А дальше всё будет происходить очень быстро. В 1417 году он покажет цеху оружейников их покровителя, Св.Георгия, которого они заказали для украшения церкви Ор Сан Микеле


- и внезапно окажется самым востребованным скульптором Италии. Поэтому его запрягут ваять сразу несколько статуй для колокольни Санта Мария дель Фьёре, делать надгробье для согнанного с престола святого Петра папы Иоанна XXIII (бывший разбойник Бальтасар Косса), ну и так, по мелочи - тому банкиру бюст, этому политику бюст (в духе римских патрициев). Тоже, кстати, совершенно новая вещь - светский портрет. Не было их. Не бы-ло.

Где-то году в тридцатом Донателло вместе с Брунеллески понесло в Рим. Это сейчас из Флоренции в Рим - делов-то, а тогда - серьёзное путешествие. И небезопасное. В Риме два взрослых почтенных дяденьки полезли копаться в руинах. Брунеллески накопал в них всевозможной теории, а Донателло - как обычно, практики, и по возвращении изваял второго Давида. Первую в Новом времени статую, предназначенную для обзора со всех сторон. Первую в Новом времени нагую статую. Голого мальчишку с андрогинным телом, почти танцующего на голове врага. Мальчишку с прямым греческим профилем, лицом и кудрями античного Диониса. Вот такого:
55 Давид 1428-32-40

Деталь, профиль:



И делайте со мной, что хотите, но без Давида Донателло Давида Микельанджело просто бы не было.

И амурчики, вот эти вот амурчики, которые путаются у всех под ногами на картинах Высокого Возрождения и позже - тоже его грубых рук дело. Сначала он запустил их хулиганить по рельефу кафедры в алтаре Кавальканти в Падуе (для пущей декоративности прозолотив фон), а вот этого оболтуса сделал просто так, без заказа, для души:

- Амур-атис

Ну, кондотьера Гаттамелату (Крапчатого кота)(там же в Падуе) как-то даже и показывать неудобно - это физиономию все студенты всех художественных училищ и ВУЗов видят в страшных снах - один из излюбленных гипсов для рисунка. Первый памятник светскому лицу, первая конная статуя такого размера со времён античности:



У него всегда было много заказов, много учеников (порой до двадцати) и мало денег. Потому что он их складывал в корзину, подвешенную к потолку мастерской, дверей же не запирал, чтобы пришедшие занимать не отвлекали от работы.

Его, как и Леонардо и Микельанджело принято считать... э-э-э... альтернативно сексуально ориентированным. Что совершенно не мешало ему создавать изумительные женские образы:

и вот это люблю:


Когда он делал своего пророка Аввакума (Цукконе - тыква), то в восторге от пугающей жизни получившегося лица, кричал ему: - "Ну говори же, чтоб ты лопнул!" - чистое, "Ай да Донателло, ай да сукин сын!" Аввакум (деталь):



Когда умирал некий скульптор (не помню, кажется Андреа) ему поднесли для поцелуя чрезвычайно плохо вырезанное распятие. Уберите, - сказал он, - найдите какое-нибудь работы Донателло.

А сам Донателло умер в 13 декабря 1466 и был с большими почестями погребён в церкви св. Лаврентия.
И мне страшно интересно - не было ли в толпе, пришедшей его проводить, кудрявого мальчишки, немного похожего на его танцующего Давида, незаконнорожденного мальчишки, только что отданного в ученики у скульптору и живописцу Андреа дель Вероккьо, мальчишки-левши по имени Леонардо.

Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →