_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Легенда о "вольных" художниках, часть седьмая (Леонардо в Милане).

Я уже писала, что Леонардо - живое воплощение всех мечт дилетантов о жизни истинного художника: для уверенных в том, что художники зарабатывают чудовищные бабки, есть информация о его широком образе жизни, для ревнителей творческой нищеты - то, что по сравнению, скажем, даже с тем же Вероккио, зарабатывал он до обидного мало. И даже те особо извращённые умы, которые считают, что творчество художник продавать не должен, могут в нём найти подтверждение своему безумию: хотя бы то самое письмо Лодовику Моро - ведь предлагал он инженерные навыки, а не искусство.

На всякий случай, дабы не быть голословной, приведу цитату из самого Леонардо: "Существует некоторый род живописцев, которые вследствие своего скудного обучения по необходимости живут под покровом красоты золота и лазури; они с величайшей глупостью заявляют, что они, мол, не берутся за хорошие вещи ради жалкого вознаграждения и что и они сумели бы сделать хорошо, не хуже другого, лишь бы им хорошо платили. Так пос­мотри же на глупое племя! Разве не могут они задержать какое-либо хорошее произведение, говоря: «Это на высокую цену, это - на среднюю, а это - сортовый товар», - и показать, что у них есть произведения на всякую цену?"

Вот так, дорогой творческий человек, твори искусство на всякую цену, если вообще можешь его творить, а не можешь - не пой песен о недостаточной цене.


Так какого же чёрта живописец писал Лодовико Скофца по прозвищу Моро о своих инженерных талантах? Ничего удивительного. В отличии от утончённых Медичи, Лодовико любил строить из себя туповатого солдафона. Его положение в Милане не было слишком прочным, и вполне естественно было предположить, что хороший военспец ему пригодится. К тому же, в случае согласия Моро у Леонардо появлялся шанс проверить свои идеи на практике - ведь большинство из них существовали только в чертежах.
Кстати, кого там интересовало, на какой тяге двигался "танк" Леонардо? Вы не поверите, ребята, как китайская ракета из анекдота - на мышечной силе. Восьми человек, если быть точной. Далеко эта конструкция вряд ли бы уехала - тяжела.
А вот задуманная по древнему образцу колесница-убийца с горизонтально вращающимися косами, многоствольная трёхярусная пушка и разрывной снаряд работать вполне могли. Последнее убедительно (и независимо от Леонардо) доказал в восемнадцатом веке Генри Шрапнель.

Но на всю эту убийственной силы красоту Чёрному Лодовико было совершенно начхать. Во-первых. потому что при всей репутации солдафона, хитрость он предпочитал силе. Во-вторых: вот ещё доверять работу с военными секретами какому-то флорентийцу.

Гораздо больше Леонардо интересовал его как художник, музыкант и обаятельный трепач - двору Моро при всём богатстве явно не доставало светского блеска.

Леонардо было что предъявить Лодовико, помимо чертежа тридцатишестиствольной пушки. К моменту отъезда в Милан его живопись далеко ушла не только от ангела на картине учителя, но и от собственных ранних работ. Достаточно сравнить, скажем, "Благовещение" http://www.istorya.ru/imagens/izdelia/vinci/blagoveshenie.jpg - созданное им в начале самостоятельной карьеры и оставшееся в гризайли "Поклонение волхвов":
http://www.abc-people.com/data/leonardov/024.jpg,
брошенное художником на стадии подмалёвка перед отъездом.
Хотя лично для меня самой яркой работой "флорентийского" Леонардо (да и просто одной из любимейших) стал портрет Джиневры Бенчи: http://art.rin.ru/images/gal130_9.jpg - женщины-ящерицы с длинными глазами, смотрящими сквозь.
Собственно, Джиневра - истинный тип женской красоты, ценимой Леонардо. Красоты прохладной, отстранённой, не имеющей ничего общего с "миловидностью". А те, кто пишет о том, что этот портрет свидетельствует о "явной неприязни Леонардо к этой женщине, а возможно, к женщинам в целом", может пойти прогуляться.

Итак, оказавшись в Милане, Леонардо становится придворным художником, а по совместительству сценографом дворцовых празднеств, певцом, декламатором и даже мастером эксклюзивной сантехники, потому что как иначе можно назвать выполнение заказа на ванну для юной жены племянника Лодовико? Хороша или нет была ванна, мы судить не можем, а от работы "артистом разговорного жанра" на балах в рукописях художника сохранилась масса заготовок. Те самыt знаменитые "Фацетии" - загадки или "пророчества" Леонардо.

"О морские города! я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слезных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете" - спелёнутые младенцы.
"Видно будет, как кости мертвецов в быстром движении вращают судьбу того, кто их движет",— ну, это совсем простенько - игра в кости.
"Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от рук жестоких людей" - забой козлят.


Платит экономный герцог за всё это безобразно мало, так что Леонардо постоянно приходилось искать побочные заказы.

Итак, что же он успел в Милане, на что можно посмотреть и сейчас:
Существенную часть своих записок, большую часть "Трактата о живописи", проект устройства идеального города (с весьма продуманной системой канализации и нечего хихикать - вас бы в эти времена), чертежи (а были и действующие модели) множества механизмов, включая машину для шлифования игл, на которой Леонардо надеялся разбогатеть.
Первый вариант "Мадонны в скалах" (фрагмент): http://www.ulica.ru/leonardo/images/pic/blag_2.gif - вероятно, почти сразу по прибытии в Милан.
Знаменитая "Тайная вечеря": http://www.abc-people.com/data/leonardov/vinci-supper1.jpg - три года он потратил только на эскизы, доведя до белого каления отца настоятеля медленной работой. В конце концов тот побежал ябедничать Лодовико. Леонардо объяснил промедление отсутствием натуры идеальной красоты для Иисуса и идеальной мерзости - для Иуды. Идеальную красоту быстро найти не обещал, но согласился для Иуды использовать голову настоятеля. Тот отчего-то не захотел. Моро над угрозой посмеялся, но художника поторопил.
Роспись начала гибнуть очень быстро. Леонардо всегда раздражала необходимость в классической фреске писать быстро и окончательно - после связки краски с сырой известью изменения становились невозможны. Он попробовал смешанную технику, введя в живопись масляные краски - и проиграл. Масло не позволяло стене отдавать сырость и картину жрала плесень.

Ну и немного портретов:
Естественно, "Дама с горностаем", который, говорят и вовсе белый хорёк фуро :
http://www.abc-people.com/data/leonardov/008.jpg - предположительно, любовница герцога Чечилия Галлерани. Фон этой картины переписан позднее, подписи нет, так что в авторстве иногда, приличия ради, сомневаются, но если это не Леонардо - значит в тот период работал ещё один художник того же стиля и той же мощи.
Портрет музыканта:http://www.abc-people.com/data/leonardov/010.jpg - очень спорный Леонардо, я бы сказала. Лепка лица нехарактерно жёсткая, и архаично всё это несколько. Лист с нотами написан приблизительно. По мне это работа ученика, с последующей правкой мастера. Тем более что слабый, но весьма красивый ученик Салаино, работы которого художник снисходительно правил, появился у Леонардо именно в Милане.
Ну и вот ещё так называемая "Прекрасная Ферроньер" (хотя это скорее всего вовсе не портрет любовницы Франциска I, а ещё одна любовница Лодовика Моро): http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/78/Leonardo_da_Vinci_050.jpg/270px-Leonardo_da_Vinci_050.jpg - ну что мне вам сказать? Техника несомненно отличная, но от Леонардо тут (на мой взгляд) может быть помощь в рисунке и несколько мастерских мазков поверх. Чем аргументирую - увы, ничем. Не ложится она на Леонардо.

А как же, спросите вы, конная статуя, ради которой мастер и прибыл в Милан? А со статуей не срослось. Нет, эскизов была масса, лучших жеребцов из герцогских конюшен гоняли перед художником в хвост и в гриву, проект был высочайше одобрен, модель создана... Но как раз когда дело дошло до литья, у Лодовико случились политические неприятности, война и финансовый кризис. Бронза для коня пошла на пушки, а глиняную модель несколько позже свержения герцога расстреляла пьяная солдатня.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments