_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Легенда о "вольных" художниках, часть седьмая (Леонардо, Флоренция)

За время службы Леонардо у Борджиа, во Флоренции всё опять поменялось - город выбрал себе правителя. Пожизненным гонфалоньером стал Пьетро Содерини - крупный торговец, извините за казёнщину, представитель зарождающейся буржуазии. Конечно торговец - не герцог, зато у него есть деньги.

Содерини действительно даёт Леонардо заказ - роспись одной из стен нового зала Палаццо Синьории. Вторую расписывает Микеланджело. Идея, следует отметить, была не лучшая, потому что мало кого Микеланджело так не любил, как Леонардо. Вообще, с возвращения Леонардо во Флоренцию то люди то судьба постоянно стравливают его с этим молодым, но уже очень знаменитым мастером. Да, молодым, соотношение возраста - один к двум, одному 25, другому - полвека, когда Леонардо уезжал в Милан, Микеланджело хорошо если буковки писать научился. Теперь он буковки писать умеет, успел послужить Лоренцо Медичи Великолепному, поссориться с занявшим его место Пьетро Медичи, поизучать античные руины, создать знаменитую Пьету, и славы у него хоть отбавляй. Кой чёрт его постоянно несёт грызться с Леонардо - мне неведомо, я, ребята, не психолог, а предполагать банальную зависть, мне даже как-то и неудобно. Хотя контраст они должны были составлять сильный: и в старости пижон и красавец Леонардо, способный очаровать почти кого угодно, со светскими манерами, холёными руками, и низкорослый Микеланджело, плюющий на одежду и опрятность, с перебитым носом и невнятной речью.

Их соперничество началось с мраморной глыбы, которую один криворукий скульптор неудачно проковырял. Леонардо предложили высечь из брака что-нибудь достойное, он отказался и Микельанджело немедля схватился за отвергнутый мрамор. И так схватился, что сделал "Давида". Потом флорентийцы не могли решить, куда этого Давида приткнуть - спиной к стеночке или посреди площади, и изныв от сомнений, создали худсовет с привлечением Леонардо. Худсовет порешил "по центру", хотя Леонардо голосовал за "у стеночки". Как я понимаю. после этого у скульптора на живописца отрос ещё один зуб. И вот теперь эту парочку насильственно стаскивают расписывать один зал.

Сюжетом была выбрана битва при Ангиари, в которой флорентийцы наваляли миланцам. Каждый из художников выбрал то, в чём был сильнее: Микеланджело решил изобразить большое количество нагих мускулистых парней (был там момент, когда купавшимся солдатам пришлось прямо из реки и с голыми задницами спешить в бой), а Леонардо сцену конной схватки в духе "смешались в кучу кони, люди..."

Собственно Вазари описывает это так: "Он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени, - вещь, признанную превосходнейшей и в высокой степени мастерской из-за удивительнейших замыслов, которые он применил при изображении этого смятения. Ибо в нем выражены ярость, ненависть и мстительность - у людей столь же сильно, как у коней: в частности, две лошади, переплетясь передними ногами, бьются зубами так, как бьются из-за знамени сидящие на них всадники; при этом один из солдат, стиснув знамя руками и налегши плечами, понукает лошадь к галопу и, обернувшись лицом назад, прижимает к себе древко знамени, чтобы силой вырвать его из рук остальных четырех; а из тех - двое защищают его, ухвативши одной рукой, а другой подняв меч и пытаясь перерубить древко, причем один старый солдат, в красном берете, вопя, вцепился одной рукой в древко, а другой, замахнувшись кривой саблей, наносит удар, чтобы перерубить руки тем обоим, которые, скрежеща зубами, пытаются отчаянными усилиями защитить свое знамя. А на земле, между ногами коней две взятые в ракурсе фигуры бьются между собой, причем один лежит плашмя, а другой солдат, над ним, подняв как можно выше руку, заносит с величайшей силой над его горлом кинжал, тогда как лежащий, отбиваясь ногами и руками, делает все возможное, чтобы избежать смерти. Нельзя передать, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве, какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати Леонардо умел передавать лучше, нежели кто-либо. Рассказывают, что для выполнения этого картона он построил искусственное сооружение, которое, сжимаясь, поднимало его, а расширяясь, спускало".

Рисунок с этого картона выполнил Рубенс (советую делать поправку на стиль Питера-Пауля):



Начатая работа погибла из-за... вы угадали - страсти Леонардо к экспериментам. На этот раз он не стал мешать масло с темперой, а попытался работать восковыми красками, которые надо было подогревать для сцепки со стеной. В результате фреска "истаяла" по формулировке современников. Думаю, во время прогрева одного участка могли "поплыть" соседние.

Куда пропал позже картон Леонардо, мы не знаем, картон Микеланджело был уничтожен из зависти скульптором Баччо Бандинелли - скверным художником и талантливым интриганом.

Я вот тоже человек несовершенный и поэтому мне ещё в детстве, для того, чтобы расставить в голове "люблю-не люблю" хватило одной вычитанной сценки - её описал анонимный биограф Леонардо и она весьма показательна: "Около церкви Санта Тринита стояли несколько человек и обсуждали какие-то темные стихи у Данте. Они подозвали Леонардо и попросили его разъяснить им это место. Но Леонардо, увидев в этот момент, что идет Микеланджело, ответил им: - Вот Микеланджело объяснит вам (Микеланджело действительно хорошо знал поэзию Данте). А тому при его мнительности показалось, что Леонардо хочет посмеяться над ним. И он сердито крикнул ему: "Разъясняй сам, раз ты сделал модель "Коня", чтобы отлить его из бронзы, не сумел отлить и в таком положении позорно его оставил". Сказавши это, - он повернулся и ушел, а Леонардо остался стоять весь красный от его слов".

Между прочим, будь на месте Леонардо, скажем Бенвенуто Челлини - я бы за жизнь Микеланджело не дала и сухой дохлой мухи. Потому что нравы были те ещё, Бенвенуто в таких случаях отдавал предпочтение хорошему кинжалу, и удар в спину за подлость не считал. А Леонардо, здоровый между прочим дядя, даже морду сопляку не набил. Вежливый, чёрт.

Вот кому как - а мне противно стало. Наорал на пожилого человека, и хоть бы за дело. Посмотрела бы я, как Микельанджело сумел бы справиться с задачей "изготовить бронзовую скульптуру, при условии, что бронза пошла на пушки". Нет. Не люблю. Хороший художник, скульптор гениальный, характер - говно.

С попытками спасти фреску Леонардо провозился почти два года. Помимо этого он писал один портрет, который благодаря обложке "Кода да Винчи" надоел всем до зубной боли. Кстати. если кто хочет спросить меня в комментах, не является ли "Мона Лиза" автопортретом Леонардо - лучше уж сразу меня отфрендите. Потому что стану буйна и начну плеваться. А если вам хочется посмотреть на Леонардо зрелого возраста, хотя и считается, что его автопортертов этого времени нет - посмотрите на лицо "идеального человека":


- в нём вы найдёте куда больше сходства с пропорциями лица Леонардо, чем у "портрета некой флорентийской дамы". Потому что для художника "пропорционально и изящно сложенного", да ещё порядочного эгоцентрика нет ничего естественней, чем взять за образец идеального человека собственное себя.

Когда стало понятно, что фреску в зале "Синьории" не спасти, художник махнул рукой и на неё и на Флоренцию и свалил во Фьезоле - учиться летать. Ну, во всяком случае, большая часть чертежей летательных аппаратов относится к этому времени. И вот эта запись: "С горы, носящей имя большой птицы, начнет свой полет знаменитая птица, которая наполнит мир своей великой славой" - там была гора "Лебедь" с одним весьма отвесным склоном.

Итак, что мы имеем в сухом остатке от второго флорентийского периода: "Мадонну в скалах" луврский вариант:



несостоявшуюся "Битву..." и портрет жены купца Франческо дель Джокондо, который вы и так все видели:


. Он, кстати, порядком урезан. Судя по ранним копиям с неё, по бокам должны быть колонны балкона, на котором она сидела.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments