_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Categories:

Легенда о "вольных" художниках, часть седьмая (Леонардо, Рим)

В 1506 году Леонардо вернулся в Милан. Республика в лице Пьетро Содерини отпустил его из Флоренции на три месяца, грозя в случае невозвращения солидным штрафом.

Милан уже шесть лет был под рукой французского короля (которого, как вы помните, чрезвычайно впечатлила "Тайная вечеря") и губернатор, Шарль д'Амбуаз герцог Шомон, немало радовался приезду Леонардо.
Герцог Шомон хотел картин. Но ещё он хотел проект нового судоходного канала (по прежним проектам Леонардо воды Арно удалось дотащить до самого Милана) и удовольствия общения. Поэтому когда из Флоренции пришли чрезвычайно настойчивые письма от Содерини, герцог выпросил Леонардо отсрочку. После второго письма художник назанимал по друзьям денег и отправил Синьории запрошенную неустойку. К чести Содерини стоит отметить, что деньги он не принял.

Молодой Шомон - щедрый покровитель и прекрасный собеседник, но Леонардо хочет заручиться поддержкой повыше, и посылает некую мадонну своей кисти самому Людовику XII. Картина благополучно доехала, и, во время визита в Милан, король дарует Леонардо звание "королевского живописца и инженера".
Помимо этого ему возвращён конфискованный виноградник - подарок Моро.

Писать ему по-прежнему хотелось не слишком, но с собой он из Флоренции привёз Салаино, в Милане ему сплавили учиться юного Франческо Мельци, где два - там и пять. Вообщем, года не прошло, как вокруг Леонардо образовалась очередная школа. Нет, ни один из этих мальчишек никогда не смог писать КАК Леонардо - но все они писали весьма и весьма неплохо. В конце-концов, он был хорошим учителем - если говорил им хотя бы половину из того, что писал о живописи. Собственно, к первому и второму миланским временам относится большая часть "спорных" картин. За примером далеко ходить не надо - первый миланский - наша эрмитажная "Мадонна Литта", для которой Леонардо несомненно делал эскиз и картон, а вот остальное (к моей великой печали) признано коллективным творчеством: http://bibliotekar.ru/kVinci/4.files/image001.jpg. Из сомнительного наследия второго Милана - луврский "Вакх": http://www.luvr-bio.ru/i/leovluvre/12_b.jpg. Не то чтобы я не верила, что Леонардо мог написать такое махровое пшено(с), как Вакх - и не такое писали, но и лицо определённо недотягивает, и поза могла бы быть продуманнее. А вот спровоцировавший создание Вакха Иоанн Креститель: http://www.luvr-bio.ru/i/leovluvre/14_b.jpg - вполне вероятный Леонардо. Хотя бы потому, что у учеников на настолько кощунственного святого пороху бы не хватило. Был, конечно, среди его миланских учеников буйный юноша по прозвищу Содома, которому сам чёрт не брат, у него бы пороху хватило, а способностей нет. Потому как писал он примерно так: http://www.arttrans.com.ua/imageproduct/1189/Sodoma_The_Fates_gallery_b.jpg - грамотно, в целом, но не на уровне не то что "Иоанна", а даже и "Вакха".

Помимо картин, Леонардо предаётся таким невинным забавам, как постройка нового шлюза, предохраняющего Милан от наводнений. И, редкий случай, ему даже никто не помешал эту работу начать и закончить.
И всё было бы прекрасно, не вмешайся опять чёртова политика. Какие-то три года и грозный папа Юлий, вместе с Швейцарией и Испанией решил вышибить французов из Италии. Ну уж заодно полетела флорентийская республика, и вернулись Медичи.

А тут ещё чрезвычайно некстати умер герцог Шомон. А потом был убит занявший его место Гастон де Фуа. Одним словом, в 1512 году в Милан вступили войска папской Священной лиги под предводительством Массимилиано Сфорца. Того самого сына Лодовико Моро, для которого Леонардо примерно двадцать лет назад расписывал игрушки. Впрочем, Леонардо это не помогло ни полраза. Так как он исправно служил королю Франции, из Милана ему пришлось спешно уносить ноги.

Но тут как раз кстати умер папа Юлий, а на его место пришёл большой сибарит, сын Лоренцо Медичи Великолепного - Джованни.
Леонардо решил попробовать послужить Риму, и на этот раз ему удалось. Его принял младший брат папы - Джулиано - он увлекался математикой и механикой.

Мастера вместе с учениками поселили в Бельведере - той части папского дворца где хранилась неплохая коллекция античной скульптуры. Он охотно работает для Джулиано - пишет портрет его возлюбленной и "Леду" (сохранилось несколько "свободных", то есть неточных копий, выбирайте, что вам больше по вкусу:http://www.luvre.by.ru/tsereteli/leda_and_swan_vinci.jpg,
или вот эту (как-то мне от неё нехорошо): http://www.luvre.by.ru/tsereteli/leda_vinci_1530.jpg, вот набросок: http://www.ulica.ru/leonardo/images/gallery/scien_30.gif - немедля ощущаю себя дамой эпохи Возрождения. Ну, в области бёдер точно.
Судя по наброску для головы: http://www.museum-online.ru/include/func/r_pic.php?type=2&id=3343 - первый вариант ближе. Есть ещё одна, развёрнутая в другую сторону, но не могу найти приличную картинку.

А ещё он шалит. Ну... шалит. Вот так, как у Вазари описано, к примеру: "Одной ящерице чрезвычайно странного вида, найденной садовником Бельведера, он нацепил крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, наполненные ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал и коробке. Все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек. Часто приказывал он очищать от жира и пищи кишки крутенца и доводил их до такой тонкости, что их можно было уместить на ладони. А в другой комнате он поставил кузнечный мех, к которому прикрепил один конец упомянутых кишок и надувал их до такой степени, что наполнял всю комнату, а она была огромная, так что тот, кто в ней находился, вынужден был забиваться и угол". Может в конце-концов человек пошалить.

Вскоре за леонардовские шалости на него начинают стучать папе. Папа, слава Богу, не стал кричать: - Эй, схватить сего чернокнижника, - а всего-навсего потребовал не допускать Леонардо до вскрытий трупов, и на том спасибо, батюшка.

Но в целом отношения с Медичи-старшим не складывались. Он, конечно, заказал художнику мадонну, но узнав, что Леонардо взялся за составление для неё лака, заказ отозвал. Мол, не будет толку от мастера, который картины не написав, лак варит.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments