_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Categories:

Легенда о вольных художниках, часть седьмая. Леонардо. Финал.

Если помните, я бессовестно бросила Леонардо в Риме, где ему, конечно, было неплохо, но не так чтоб очень: кормят, поят, но заказов не дают и всерьёз не воспринимают.
Вероятно единственный стопроцентно достоверный автопортрет Леонардо был создан именно в Риме. Я имею в виду этот рисунок сангиной:

который некие умники полюбили, зеркально развернув, накладывать на Мону Лизу. Хотите - поиграйтесь. У этого старика нос выйдет порядком длиннее джиокондиного, хотя и у неё не маленький.

Биографы любят писать, что к шестидесяти двум годам он стал глубоким старцем, разочаровавшимся в жизни и людях - но вы мне поверьте - Микельанджело к этому возрасту выглядел ничуть не лучше. Даже хуже, потому что исходные данные были сильно плоше. Да и Тициан смотрелся почтенным дедушкой. Хотя, конечно, на автопортрете у мессира Леонардо физиономия недовольная.

При всей моей огромной нежности к мастеру из Винчи, замечу - жилось ему много лучше иных художников. Судите сами: он крайне редко писал, рисовал и строил то, что не хотел, но в серьёзную нищету не впал ни разу, постоянно болтался в своих изысканиях на грани еретичества, но к суду за это опять же привлечён не был, позволял себе манкировать желаниями сильных мира сего - и ни тебе кинжала в спину, ни яда из тайного перстня, даже от Чезаре Борджиа ушёл, что твой колобок. Вообще, при любой попытке давления, превращался в песок или воду, и ненавязчиво просачивался меж пальцев давящего, говоря о себе: «Когда меня осаждают одержимые гордыней тираны, я нахожу средства защиты и нападения, чтобы сохранить главный дар Природы — свободу». Да, богат, конечно, не был и нимало от того печалился, зато досок и ведер с известью от бессильной злости с лесов на клиента не ронял (это я опять в огород Буонаротти камешки кидаю). С учениками не везло - а что, он всерьёз надеялся, что в числе юнцов, выбираемых за миловидность Господь подсунет ему мальчика, равного по таланту? Товар-то штучный.
Тем ни менее, к концу римского бытия художник осерчал на людей так, что нарисовал десять листов с изображением всемирного потопа - я вам их тут сейчас не покажу, потому как на русских сайтах не нашла, но поверьте - впечатляет.

Тут (не бросайте в меня тухлыми помидорами) я себе немедля представляю старого Леонардо, который сидя в ватиканских покоях, яростно марает бумагу, призывая на голову неблагодарного человечества хляби небесные. - Что, опять? - говорит Господь, высовываясь из-за облака, - Вот прямо всех истребить и на меньшее не согласен? Слушай, Леонардо, я всё понимаю, но на уже тебе письмо от короля Франции с предложением полного содержания, личного замка и интеллектуальных бесед, и отвяжись. Из-за каждого гения потоп устраивать - никаких ресурсов не хватит.
Действительно, приглашение от Франциска I выглядит настоящим чудом. Молодой французский король конечно почитается "последним рыцарем", но отнюдь не семи пядей во лбу - что ему Леонардо? Так нет же - приезжайте, мессир, будет вам с учениками и содержание, и звание первого художника и инженера Короля, и замок в Клу, поблизости от государя - а вы только говорите со мной иногда.

Вот вам, кстати, портрет Франциска (которого недоброжелатели не без основания прозвали длинноносым) работы Жана Клуэ:


В 1516 или 1517 году Леонардо переехал во Францию, в чужую страну, захватив свои записки, множество рисунков и чертежей, кощунственной прелести картину с молодым Иоанном Крестителем (вот тут весьма недурное фото:

зажатую от флорентийских монахов «Св. Анну с Марией и младенцем Христом» и — «Портрет некоей дамы» - предполагаем "Мону Лизу".

Много позже ко двору Франциска был приглашён другой итальянец - Бенвенуто Челлини (все поклонники Дюма-отца знают об этом факте, благодаря сахарносиропному роману "Асканио"). Со смерти Леонардо прошло почти двадцать лет, но король всё ещё вспоминает художника: «...король Франциск столь глубоко любил его великие таланты и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провёл без бесед с ним... Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причём в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом» (из записок Челлини).

Последние два года Леонардо провёл так, как, вероятно, мечтал провести жизнь - гуляя вокруг собственного замка, правя старые записи и общаясь с очень почтительным собеседником. Он больше не занимается живописью. Посетивший его в 1517 году кардинал Луи Арагонский заметил, что у художника парализована правая рука, и от него вряд ли можно ждать новых шедевров. Если вы помните, Леонардо был левшой, и от правой руки зависел мало - но... на болезнь всегда можно было списать бездействие. Зато он нашёл время для создания механического льва, который приветствовал Франциска на мистерии в Блуа - заводной зверь шагал, из его груди сыпались лилии...

Художник умер 2 мая 1519 года. Свои рисунки и записи он завещал Франческе Мельци, который был предан ему, как сын. Полученный от Моро виноградник - несносному любимчику Салаино. Вазари своей книге обставил уход Леонардо театрально - приписав ему смерть на руках у горячо сокрушавшегося короля. Красиво, но байка - как раз в этот день Франциск был далеко от поместья художника.

Мельци хранил записи учителя в своём доме «как будто это были священные реликвии» (слова Джорджо Вазари) и безуспешно пытался из беспорядочных записей создать хотя бы одну завершённую книгу. Прилежания хватало, таланта - увы, нет. Его сын, Орацио, кумиром отца не интересовался вовсе и распродал записи по листу.

Первая подробная (и полная неточностей) биография Леонардо была написана Джорджо Вазари через тридцать лет после смерти художника.

Ни один из его учеников не создал ничего действительно великого.
Несколько работ учеников Леонардо:
Андреа Соларио "Лютнистка":


Франческо Мельци "Коломбина" - кстати, в Эрмитаже:

извините, картинка только такая - эрмитажная ссылка разносит пост.

Джованни Больтраффио "Св. Себастьян" (в ГМИИ им. А.С. Пушкина):

Копия Моны Лизы работы Салаино (ужОс, извините, даже пропорции выстроить не смог - это имея доступ к оригиналу-то):

А Джампетрино даже и показывать не хочется. Только учителя позорить.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments