_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Легенда о "вольных" художниках, часть восьмая. Фра Филиппо Липпи.

А расскажу-ка я вам про фра Филиппо Томмазо Липпи. "Фра" как вы сами понимаете, означает, что был он монахом. А уж если с подробностями: человеком, рождённым в 1406 году, флорентийцем, с 15 лет - монахом-кармелитом (а определён в монастырь он был в возрасте восьми лет - по причине сиротства и бедности). Таких детей, не имеющих не малейшего призвания к служению Богу, в монастырях оказывалось великое множество - из них, засунутых жизнью в однополый склочный улей, чаще всего вырастал монастырский тягловый скот, братья-пропойцы и братья-блудодеи.


Вездесущий Джорджо Вазари пишет, что мальчишка "явил себя столь же ловким и находчивым в ручном труде, сколь тупым и плохо воспримчивым к изучению наук, почему он никогда и не испытал желания приложить к ним свой талант и с ними сдружиться. Мальчик этот, которого в миру звали Филиппо и которого, чтобы проверить его способности, вместе с другими держали в послушниках, под присмотром учителя грамматики, вместо учения не занимался не чем иным, как только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги, и потому настоятель решил предоставить ему все удобства и возможности для обучения живописи". Не надо особо радоваться добросердечию настоятеля, который не заставлял Филиппо особо ломать голову над науками, а позволил переводить угольки и дощечки в потребном для рисования количестве. Заполучить собственного изографа - послушного, управляемого и главное - бесплатного, было для монастыря большой удачей.

Несмотря на то, что биография Вазари довольно дырява и сомнительна, одно в ней бесспорно - имевшиеся в монастырской церкви фрески стремительно сгоревшего гения Мазаччо определили почерк Филиппо Липпи. Мы их увидеть не сможем (фреска «Освящение церкви Кармине» не сохранилась), ровно как не увидим и ученических работ фра Филиппо, написаных по словам Вазари "зелёной землёй". Вероятно это была фреска, выполненная в довольно распространённом тогда стиле этакой живописной имитации рельефа - гризалью (в один цвет), вероятно сиеной или умброй. Для оживления такой росписи эконом-класса обычно добавляли чуть золота - на нимбах святых и прочих важных деталях.
Вот тут довольно показательный ранний Липпи - "Благовещение" в старом стиле:
http://www.po-net.prato.it/artestoria/galleria/img/annungr.jpg. Посмотрите внимательно на лица - ангела - выбеленного, плоскостного, художник практически наверняка позаимствовал у кого-то из прошлых мастеров, а вот голова Девы - некрасивой такой, вообщем-то, девы, с мягким носиком - несомненно написана с натуры.
А вот ещё "Поклонение младенцу" - очень традиционное, но Мадонна хороша:


А вот тут:
"Мадонна в окружении ангелов со св. Фредиано и Августином"
- особенно заметен стиль Мазаччо.

Далее Вазари смело утверждает, что в 17 лет Липпи "снял с себя рясу", а затем перескакивает на историю его пленения маврами.

Тут у биографа очередная дыра. Возможно юноша по причине молодого зуда в пятках действительно дал дёру из родного монастыря, но от звания монашеского отнюдь не отказывался. Хотя бы потому. что шляться по дорогам, будучи монахом было несколько комфортнее и безопаснее, нежели просто так - и милостыню имеешь официальное право собирать, и переночевать в любой монастырь пустят, и разбойник не всякий монаха трогает.

Что далее делал молодой Филиппо, мы знаем из того же Вазари, который записывал события со слов современников и потомков, много позже смерти художника. Сам мастер любил травить байки о своём мавританском пленение. Мол больше года, в цепях, в Берберии. А спасся исключительно силой искусства: как нарисовал угольком на стене хозяина, как восхитился тот (потому что дикие мавры рисования не знают) - практически так и отпустил. Тут стоит уточнить, что мавры были приверженцами Магомета, а значит реализм у них, в силу религиозных ограничений, не почитался.

Скорее всего, романтическая и прославляющая силу искусства история плена выдумана Филиппо, чтобы заткнуть какой-то просвет в биографии. Учитывая нрав художника, предположить можно что угодно - от любовной истории до тюрьмы. Как соотносятся любовные истории с целибатом? Почитайте Бокаччо и Рабле. У них очень живописно рассказано, что думали о монашеском целибате современники. И вообще, молодой человек в рясе способен подготовиться к любви быстрее, чем молодой человек в штанах. Особенно в тогдашних штанах.

К тридцати, примерно, годам, шебутной монашек оказывается очень сильным и самостоятельным художником, отлично чувствующим "болевые точки" клиентов (читай: "коньюктуру"). Большую часть того, что восхищает нас у Ботичелли, придумал (или скомпилировал из имеющегося) именно Липпи: летящие, сложные складки вуалей, перевитые жемчугами золотые пряди, высокие шеи мадонн и их прозрачные, русалочьи глаза...

Как фра Филиппо урегулировал свои отношения с родным монастырём, мы не в курсе, но известно, что исполнял он заказы как церковные, так и светские, много работал для банкира Козимо Медичи, писал мадонн для папы Евгения IV (большого любителя искусства). Более всего мня изумляет, что при репутации Липпи, ему заказывали работы и в женских монастырях. Потому что, каким бы талантом не обладал козёл, оставлять его наедине с капустой - опрометчиво. Ибо для любви фра Филиппо был готов где угодно и когда угодно и в такие моменты на творчество плевал. Козимо Медичи пытался его во время работы запирать, но темпераментный монах свил из простыней верёвку и удрал за приключениями.

Приведение козла к капусте получило логическое завершение в 1456 году, когда пятидесятилетний монах-живописец похитил иэ монастыря Санта Маргерита в Прато монахиню Лукрецию Бути. Если хотите посмотреть на Лукрецию - посмотрите на эту мадонну:

или эту:

- очень свежая девочка с высокой шеей и круглым лбом. К тому же несомненно натуральная блондинка. Кто не знает - быть блондинкой - мечта тогдашних италийских дам, сидели бедолаги под солнцем, разложив засыпанные птичьим дерьмом волосы по полям специальных шляп - и всё для получение вожделенного оттенка.

С нею он прожил пять лет без брака, пока сам папа не настоял на венчании (тут опять стоит помянуть Вазари, который рассказывает, что Липпи предпочёл свободу, и от венчания отказался - ан нет, законный брак был заключён в 1601 году). Лукреция родила мужу сына Филиппино и дочь Александру. Впрочем, законный брак Филиппо не усмирил ничуть.

Филиппино уноследовал от отца талант, но не гений - хорошая, ровная живопись без особого огня - примерно такая:

- кстати, в Эрмитаже. Женские образы он копировал у отца, разбавив их приторной духовностью до бестелесности. А сам Филиппино он в юности выглядел примерно так:


Единственное, за что фра Филиппо упрекали современники (помимо распутства, конечно) - за недостаточное мастерство в написании рук (опять же, если верить Вазари). Тут, я думаю, речь не о "несовершенстве", а о выборе модели - у его мадонн порой такие простонародные широкие ладошки с короткими пальцами.
Ну, кого в данный момент любил - того и писал.

Говорят, любил он людей весёлых, друзей имел много, и в компании был хорош. А умер в возрасте пятидесяти семи лет, по мыслям Вазари - от яда, по мнению историков - во время очередного мора, не закончив росписи для в церкви Богоматери (для сполетской коммуны). Сына своего он оставил на попечении друга, художника Диаманте, что характерно, тоже монаха. Фра Диаманте, получив за покойного плату за роспись, купил себе на неё имения, о сыне же друга особо не заботился - видно на помощь Божью уповал.
Сполетцы, хоть и не получили заверщённую роспись, похоронили мастера у себя и отказались выдать тело флорентийцам - мол у них в Сполете достопримечательностей мало. На гробнице же высекли:
«Здесь я покоюсь, Филипп, живописец, навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами — в краски,
Набожных души умел — голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе.
В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь».

Перевод А. Блока

Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments