_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Categories:
Вышел февральский "Вечерний клуб", в нём моя статья о веерах. Ничего особенного, но и не позорище. Кому любопытно - под кат:


Ветер в руке

«Она продолжала говорить, продолжала гладить левой рукой собачку, а правой подняла веер, раскрыла его до конца, так что стал виден рисунок - певец, поющий под балконом, - опять закрыла и снова раскрыла.
<…> Это был язык веера, язык, на котором маха, девушка из народа, могла объясниться с незнакомым
ей мужчиной в церкви, на публичном празднестве, в трактире; и знак, поданный с возвышения, явно поощрял его».

Лион Фейхтвангер «Гойя»



Ветреная герцогиня Альба просит художника Франсиско Гойю расписать ей веер, одновременно ведя с ним без слов куда более интимную беседу. Конечно, этот эпизод придуман романистом, но можем ли мы утверждать, что он не имел места в реальности? На протяжении нескольких веков веер - безделушка из бумаги, шёлка, перламутра или слоновой кости - подчиняясь руке хозяйки, назначал свидания, предупреждал об опасности, повергал в отчаяние.

Изящная игрушка, дорогая прихоть – да, конечно. Но, согласно археологическим данным, эта «прихоть» сопровождает человека со времён неолита. Конечно, древний веер не был особо красив: кусок коры, широкий лист, птичье крыло – любой предмет, способный отгонять насекомых.

Древнейшие веера сохранили для истории египетские гробницы. Чтобы «навевать прохладу» на юного Тутанхамона, надо было иметь нешуточную силу – ручка и деревянное основание его парадного опахало из страусовых перьев обито толстыми золотыми пластинами. Кстати, размахивать этим увесистым предметом на торжественных церемониях слева от фараона (сторона сердца считалась значительно более важной) могли только лица царской крови.
Судя по рисункам на античных вазах, греческие опахала-рапидионы напоминали египетские: деревянная основа с пластиной-«веером», плетёной из прутьев, собранной из широких листьев или павлиньих перьев. Сходные опахала («флабеллиумы») позже использовали римляне. Хотя на современные веера больше похожи маленькие опахала-табеллы – деревянные или костяные. С помощью лёгкого табелло знатные римлянки сами обмахивали себя или предоставляли эту честь своим кавалерам.

В Китае и Японии веер-опахало известен с начала второго тысячелетия до нашей эры. Право на пользование этим предметом роскоши и его «дизайн» строго регламентировались: императорская семья имела опахало, украшенное золотом и нефритом; мандарины - опахало с серебром и слоновой костью; опахало с изображением восходящего серебряного солнца - для военных высокого ранга; а ученые – при всём уважении к их мудрости – должны были довольствоваться опахалом из вощёной бумаги.
Небольшие полукруглые веера практически современной формы, собранные из тонких бамбуковых пластинок, появились на Востоке около 5-4 века до н. э. Ими пользовались все, от императоров до служанок. Позже в моду вошли круглые и овальные веера, состоящие из прикреплённого к ручке обруча-основы, обтянутого тканью или бумагой – их украшали вышивкой и росписью. Около 10-11 века нашей эры в Китае появились первые складные веера. Новинка быстро вошла в моду. Для основы, помимо демократичного бамбука, использовались золото, нефрит, слоновая кость, пластины из черепашьего панциря, рог, редкие породы дерева. «Костяк» веера покрывали искусной резьбой. Для обтяжки использовали бумагу и шёлк. Готовые веера расписывали пейзажами, цветами, зверями и птицами, украшали портретами знаменитых куртизанок, покрывали каллиграфически выписанными изречениями мудрецов.

Путь веера в средневековой Европе смутен. Его первые задокументированные появления относятся к XV - началу XVI века. Вероятно, вы помните тициановских дам, держащих в руке жёсткий флажок на длинной ручке? Такой веер свободно вращался на древке, подобно трещотке. Встречались и более знакомые нам перьевые веера. Их украшали золотом и драгоценными камнями, хороший веер охотно принимался в качестве банковского залога. Была у вееров и иная функция – в тайник в ручке можно было спрятать записку, тонкий стилет, а то и яд.
Складные восточные веера оказались в Европе в середине XVI века – благодаря проникшим в Китай и Японию португальцам. Примерно тогда же возникло и современное название – «веер». Одна из первых коллекций вееров принадлежала Екатерине Медичи. Их у неё было без малого тысяча, и каждый – произведение искусства. Материалы основы остались прежними: дерево, кость, черепаховый панцирь, перламутр, металл, но декоративное оформление обогатилось значительно. Пергаментный, бумажный, шёлковый или лайковый экран расписывали темперой, гуашью или тушью. Впрочем, при дворе дама не всегда могла похвастаться росписью своего веера – просто потому, что по этикет обращения с ним был весьма строг. Помимо расписных вееров, в ходу были и перьевые – страусовые и павлиньи. Чтобы не потерять драгоценную вещицу, её пристёгивали к поясу лентой, а чаще – золотой или серебряной цепочкой.

Галантный XVII век – «золотой» век веера. Над созданием новых моделей работают резчики, ювелиры и известные живописцы. В 1673 году Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров. Появились веера из покрытых тончайшей резьбой пластин слоновой кости, веера из кружев, веера со вставленными зеркальцами, веера-маски с обзорными окошечками - «ширмы целомудрия» называли их высмеянные Мольером «причудницы». Чрезвычайно ценились веера работы итальянских мастеров – во Франции круг разрешённых для росписей сюжетов был слишком ограничен, итальянцы же позволяли себе больше вольностей.
Удачлив для веера был и век XVIII. Такие художники, как Буше и Ватто украшали веера галантными сценами. В моду, наряду с росписью плотной гуашью входила полупрозрачная акварель.

Галантный язык
Именно к XVII- XVIII векам относят возникновение «молчаливой речи веера». Вот несколько фраз на этом «языке»:
«Расположение, симпатия, любовь» - подать человеку веер верхним концом.
«Презрение» - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
«Сомнение» - закрывающийся веер.
«Отрицание» - полностью закрытый.
«Скромность, неуверенность» - веер, раскрытый менее чем на четверть.
«Одобрение» - раскрывающийся веер.
«Безоговорочная всеобъемлющая любовь» - полностью раскрытый веер.
«Волнение от известий» - резкие быстрые взмахи.
«Ожидание» - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
«Нерешительность» - прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.
«Кокетство» - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой.
«Невозможность» - полураскрытый, опущенный вниз веер.
С помощью веера можно было оповестить об опасности:
«Я не приду» - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.
«Не приходите сегодня» - провести закрытым веером по наружной стороне руки.
«Будьте осторожны, за нами следят» - открытым веером дотронуться до левого уха.
«Молчите, нас подслушивают» - дотронуться закрытым веером до губ.
Впрочем, если кавалер, паче чаяния, не понимал язык жеста, всегда можно было заставить его поднять оброненный веер – и… передать записку.
Не удивительно, что такой посредник любви часто расписывался сценками фривольного содержания. Кстати, и упомянутая в эпиграфе герцогиня Альба хочет заказать художнику сценку из пьесы, запрещённой за неприличие.
Конечно, не все веера были так смелы – барышни-дебютантки на первом балу обмахивались скромными веерами из светлых кружев, вдовы подчёркивали свой траур чёрными и лиловыми веерами с минимальным декором.
Кстати, стоит сказать, что в XVIII веке веер не является исключительно дамской принадлежностью. Впрочем, как и косметика, серьги, чулки, парики и мушки. Скажем, «театральными» веерами (маленькими бумажными или деревянными веерами с названием пьесы, которые раздавались в театрах) для спасения от духоты равно пользовались и мужчины и женщины. Актёры во время представления тоже пользовались веерами – и как опахалом, и как шпаргалкой – на них писали сложные фрагменты текста.

«Опахала перейные…»
В России ручные веера появились позже, чем при европейских дворах. Опахала же известны были при царском дворе издавна. Чаще всего их везли из Византии, но случались и работы местных мастеров. В описи вещей Натальи Кирилловны, матери царя Петра I, упоминается опахало "перейное, черное черен яшмовый, а в золоте, в гнездышках камешки червчаты, яхонты (рубины) и лалы (красная шпинель) и изумруды"
Во времена Петра вместе с европейским платьем в Россию оказались веера. Быстро прижилась и система «веерных сигналов».
Великой любительницей вееров была дочь Петра – царица Елизавета. Любила веера и Екатерина Великая. В Эрмитаже хранится веер с батальной мариной (морским пейзажем), подаренный ей графом Орловым-Чесменским. Золотая оправа этой вещицы работы ювелира И.Адора относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.
Несмотря на искусство русских мастеров, более всего ценились веера французские.

К концу XVIII веер перестал быть признаком знатности и роскоши – ими равно обмахиваются и герцогини и служанки. Хотя делали это совершенно по-разному. Недаром госпожа-литератор Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки».
К какому-нибудь знаменательному событию (коронации, рождению наследника, военному триумфу) набивные веера изготавливались массовым тиражом. Упрощается конструкция, реже и тоньше становятся пластинки костяка, дешевле ткань, беднее роспись – из изысканной безделушки веер превращается в утилитарную вещь. Во времена Французской революции веер выдавал политические пристрастия владельца. Изготовители чутко реагировали на спрос, и в модных лавках появились веера с портретами политических деятелей. От этого недалеко и до рекламных вееров конца XIX- начала XX веков.
Естественно штучные, драгоценные веера по-прежнему создаются, но и здесь сказывается новое время – дорогие веера от дешёвых отличаются ценностью материала, а не уникальностью исполнения. Недолгим ренессансом веера стал влюблённый в детали период модерна – веера вновь расписывали известные художники, их заказывают к определённому платью. Веера этого времени чрезвычайно разнообразны по форме, исполнению. материалам – от неудобных, огромных - из переливчатых павлиньих перьев до невесомых бумажных на бамбуковых планках, расписанных в стиле «шинуаз» (китайском). Свой долг веерам отдал и знаменитый дом Фаберже. "Прежде хорошенькая женщина имела 2-3 веера, теперь 20, 30! - пишет в 1909 году журнал "Дамский мир". Но вскоре волну веерной моды сменила мода на сумочки-редикюли и длинные мундштуки.

Появление целлюлозы позволило штамповать дешёвые веера в неограниченном количестве. Копеечный веер с литографической картинкой становится идеальным рекламным продуктом: в модных лавках клиентам вручали веер, пропитанный запахом новых духов, в ресторанах – веера-меню, в поездах – веера с видами модных курортов. Любое модное место, будь то казино, клуб или ипподром, выпускали памятные веера для раздачи посетителям. Не имеющий стоимости формально, такой веер становился зримым напоминанием о пережитом, наравне с театральной программкой и любовной запиской.

Затем наступил очередной «железный век», и веер погиб – вместе со стилем шинуаз, корсетами, длинными платьями, бархатными сумочками и прочими хрупкими, скверно переносящими прогресс ценностями. Затем, естественно, возродился и вновь выполняет ту же функцию, что и тысячелетия назад – создаёт лёгкий ветер в жаркий день – маленький, складной, пластиковый или деревянный.
Но женская страсть к великолепным веерам неизбывна – посмотрите как сосредоточенно девочки, играя в принцесс, складывают гармошкой бумажный лист, колдуют над ним с маникюрными ножницами, и, наконец, разворачивают полукруг, кружевной, как хвост павлина-альбиноса: - Веер. Это – веер.

19 декабря 2007 года в залах Государственного музея А.С. Пушкина открылась выставка "Волшебный мир веера". На выставке представлены веера из коллекции Московского музея-усадьбы Останкино и Государственного музея А.С. Пушкина. Выставка продлится до 1 апреля.

Ну и маленький бонус:

Китайский бумажный веер: http://pics.rbc.ru/img/cnews/2007/08/03/1a.jpg
Тот самый веер-флажок (Тициан, портрет молодой дамы: http://www.renesans.ru/renaissance/titian/29.jpg
Фрагмент росписи веера (Франция, 18 век): http://pics.rbc.ru/img/cnews/2007/08/03/2a.jpg
Кружевной веер (Франция, 18 век): http://bse.sci-lib.com/pictures/22/18/228376189.jpg
Веер из слоновой кости (Франция, 18 век: http://fondcultura.ru/pics/pics_questions/rococo/veer.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →