_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Итак, Брейгель (часть первая)

Итак, Питер Брейгель Старший (Мужицкий)

А почему, собственно, "мужицкий"? Тут есть две основные версии - вторая, распространённая - за любовь к изображению сцен грубой и неизысканной мужицкой жизни.
Вторая, упоминаемая реже - за происхождение. Вторая версия принадлежит автору "Книги о художниках", почти современнику Брейгелю - Карелу ван Мандеру, посредственному поэту, средней руки живописцу и искусствоведу тоже, скажем, не блестящему. Но дарёному коню в зубы не смотрят - без ван Мандера у нас бы и скудной информации о многих художниках могло не быть. Потому что во времена вышеупомянутого Карела (а книгу свою он писал на рубеже 16 и 17 веков) ещё были живы дети, внуки, друзья художника, можно было услышать какие-то трижды перекувырнувшиеся через голову сплетни и анекдоты.
Нам ничего этого не досталось. Имеем мы, строго говоря, всего три документа, точно сообщающие нам что-то о жизни Брейгеля:
1) Грамота, подтверждающая принятие его в гильдию живописцев Антверпена (1551)
2) Регистрация его брака с Марикен Куке (1563)
3) Запись о его смерти и погребении (1569)



Так что придётся плясать даже без точной даты рождения. Принято считать, что родился он где-то между 1525-1530. Рассчёт прост - в ученики брали ребят определённого возраста. Значит, если лет в 10-15 он поступил в обучение, да пять-шесть лет в учениках, да года три в подмастерьях, да по миру установленные два-три года побродить, добывая себе пропитание собственным талантом, да шедевр создать, гильдии проставиться (а для этого что-то в кошельке отложить) - вот оно по времени и выйдет, что либо, если у него всё складывалось быстро и удачно, то мастера он получил в 21 год, а если не столь удачно - то ближе к тридцати.

Местом его рождения называют брабантский город Бреда, а то деревеньку Брейгель, возле этого города. Оснований к этому, помимо имени художника - только слова всё-того же Мандера. Условно деревенское происхождение позволяет говорить об этаком Ломоносове от живописи, крестьянском мальчике. который пришёл в столичный Антверпен и покорил его силой таланта. Но это. по большому счёту, поэзия. А вот что не поэзия - это то, что совершенно точно обучаться ему повезло в крайне приличном месте - в мастерской Питера Кука Ван Альста — придворного художника императора Карла V. Оно, конечно, где Испания (где, собственно, находился королевский двор), а где Антверпен? Но тут стоит помнить, что Карл V, в отличии от своего сына, Филиппа II на подъём был достаточно лёгок, империю свою постоянно инспектировал, наскакивая то в Нидерланды, то в Германию, да и к местным художникам, в целом, благоволил.

Как это ни печально, для понимания, а что там творил этот Ван Альст я вам могу предоставить только вот этот набросок:http://www.muar.ru/press_dossier/2003/bremen/bremen23.jpg (Иуда и Фамарь), дающий представление лишь о том, что у него был вполне приличный "возрожденческий" рисунок с явным влиянием итальянцев. Только не спрашивайте меня: как же так, куда продевалось всё творчество придворного живописца? часть, конечно, распихана по музеям. Часть, как ни печально, погибла - религиозные картины во время иконоборчества 80-летней войны, портреты императора - тогда же. А часть была и вовсе эфемерной: оформление празднеств, эскизы росписей, гобеленов, посуды, украшений. Пойди-найди их теперь.

Ранней живописи Брейгеля мы не знаем вовсе. Это не означает, что её не было. Скорее всего (если она вообще сохранилась) мы просто не можем вычленить её из потока. Потому что если Ван Альст ставил ученикам руку под собственный стиль, никакой брейгельщины мы там пока не найдём. А могло ли живописи не быть вовсе? В принципе, могло. Потому что если молодой Брейгель считал своим миром гравюру, то, получив все базовые навыки как рисовальщика так и живописца, мог заниматься в основном рисунком. И шедевр для принятия в гильдию запросто мог выполнить в графической технике - отчего нет?

Став мастером, Брейгель, вместо того чтобы заняться устройством собственной мастерской, съездил в Италию. Судя по всему, Мекка тогдашних живописцев особо его не вдохновила. От поездки осталось несколько альпийских зарисовок, а вот набросков с картин итальянских мастеров мы в наследии Брейгеля как-то не наблюдаем.

А вот теперь можно спросить: а как же его в мастера пропустили, не оженив? Тут у меня есть два предположения: во первых, к 16 веку цеховые порядки слегка подразболтались и имея учителем Ван Альста можно было рассчитывать на снисхождение. А второе изложу после.

Так и не заведя собственной мастерской, Брейгель работал на лавку некоего Иеронима Кока, владельца мастерской эстампов. Гравюра - значительно более дешёвая и "быстрая", чем живопись, легко тиражируемая - это огромный кусок искусства того времени. Иллюстрация, хроника, игральные карты и карты географические, моды, карикатуры, хроника событий - всё это делали именно графики. Так что прокормиться этим способом можно было вполне.

Вот вам немного графического Брейгеля разных лет:
Знаменитая "Большие рыбы пожирают малых": http://vispir.narod.ru/bruegel/12.jpg
Аллегории:
"Вера": http://vispir.narod.ru/bruegel/16.jpg
"Надежда": http://vispir.narod.ru/bruegel/17.jpg
"Обжорство": http://vispir.narod.ru/bruegel/22.jpg
"Алхимик": http://vispir.narod.ru/bruegel/20.jpg
"Охота на кролика": http://vispir.narod.ru/bruegel/30.jpg
"Конькобежцы возле арки св. Георгия": http://vispir.narod.ru/bruegel/71.jpg

"Большие рыбы..." датируются примерно 1557 годы. А в 1556, после отречения Карла V, который, строго говоря, тоже был не марципанчик, королём стал Филипп II, господин нрава крайне неприятного. Для Нидерландов это означало всё то, что вы уже читали у де Костера в "Легенде о Тиле Уленшпигеле", но если кто не читал. я перескажу кратенько: ужесточения гонений на ереси,
введение ряда новых пошлин, а заодно и испанских войск на территорию страны (это чтобы пошлинами не шибко возмущались), существенные ограничения для нидерландских купцов, ну и так, по мелочи...

Если у меня тут в ленте есть испанофилы, жаждущие мне рассказать, что Филипп был прекрасно образованным человеком, читавшим философов и коллекционировавшим работы Босха - так я и не спорю. Но тогдашним Нидерландам от его просвещённости толку не было вовсе.

Вот вам, кстати, портрет императора Карла кисти Тициана:
на коне:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/Charles_V_at_M%C3%BChlberg.jpg
и в кресле:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/Tizian_066.jpg/350px-Tizian_066.jpg
по молодости король довольно весёлый был, но к старости впал в меланхолию да и вовсе, говорят, умом тронулся.
А вот молодой Филипп (тоже Тициан):http://www.brude.narod.ru/enkings/philip2.jpg


А про остальное расскажу завтра.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →