_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Categories:

Питер Брейгель Старший. (ещё немножко)

Итак, я оставила Брейгеля в Брюссель, с молодой женой, недовольной прошлыми грешками зятя тёщей и новой серией картин. Про грешки - ван Мандер таки очень настаивает на жизни с некой служанкой, на которой хуждожник не женился из-за её постоянного вранья.
Теперь, по поводу картин, точнее их стоимости. Искусствоведы всё никак не могут решить: ценным ли был художник Брейгель при жизни, или так себе? Мнения, надо сказать, строго противоположные. Кто пишет, что сам он проскочил мимо современников и не оцененным вовсе, а раскусили ценность сограждане только в сыновьях, кто - что его сына, Питера Младшего, порядком подводила честность, когда он повторяя работы отца их датировал - тому-то платили до 700 монет, а сыну за копии - в десять раз меньше, а, опустив дату, можно было сыграть на одинаковых именах. А как же документы? Это же Нидерланды, там с бумагами всё в порядке, - скажете мне вы. В принципе, да. Но не стоит забывать, что мы сейчас находимся в воюющих Нидерландах. И воевать они будут 80 лет. Так что документация подрастеряется сильно. Но, думаю, истина посередине. При жизни Брейгеля ценили достаточно, чтобы его работы знал и коллекционировал тот же кардинал Гранвелла, или чтобы под заказную серию его картин "Времена года" купец Николас Ионгелинг смог получить приличную сумму в ломбарде. Заклад картин был привычным делом, но за работы мастера неизвестного много не давали.С другой стороны, купец заложил о-очень много картин разом - тридцать девять картин; предполагается, что Брейгелю из них принадлежало шестнадцать (Вавилонская башня, Несение креста и Двенадцать месяцев).


А вот, кстати, и "Времена года". До нас из цикла дошли только пять картин.
Жатва (Лето):



Сенокос:



Охотники на снегу (Январь):



-
а вот крупнее.

Хмурый день (Февраль?):




Возвращение стад (Осень):



Кстати, вполне вероятно, что утеряны не 7 картин, а всего одна, потому как на каждой изображены события. соответствующие двум месяцам.
Вероятно, тут мне надо разлиться соловьём про великий смысл, заключённый в охотниках и повспоминать Тарковского и фильм "Солярис". Фиг вам. Потому что у каждого - свои "Охотники...", у вас - свои, у меня - свои, у Тарковского - свои. И у Брейгеля, заметьте, тоже свои. Поэтому предполагать, что именно зашифровал тут для нас этот хитрый бельгиец я не буду.
(Лирическое отступление: я в плане "что имел в виду художник" поганая сука, а не искусствовед. Потому как сама художник и чётко знаю, что банан на самой глубокомысленной картинке иногда бывает просто банан. Вот захотелось его в этот момент нарисовать.)
Я лучше про то, что в "Охотниках..." он вновь применяет любимый приём бесконечного измельчения дальнего плана, так что у зрителя возникает ощущение, что он вместе с художником напрягает глаза, пытаясь посчитать окна во-он на той колоколенке в соседней деревушке. Чтобы не быть голословной:


- фрагмент, размер близкий к реальному. Ветки на деревьях видите?

А на самых дальних? Эта картина для Брейгеля достаточно большая - что-то около полутора метров по длинной стороне, если правильно помню.
А вот "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" маленький, 36х58 всего. Смотрите сюда, бог с ней с разнесённой страницей - это практически половина натуральной величины:


- и наслаждайтесь подробностями.

А ещё Брейгель - один из величайших мастеров "бедной гаммы". Нет, серьёзно - чтобы его копировать, вполне достаточно четырёх-пяти цветов - белила, сажа, какая-нибудь красная охра и охра светлая, ну и капля чего-нибудь ещё холодного. Но чего же богато он работает этиме пятью красками. Я просто плачу от невозможности очень близко показать вам какой-нибудь кусок, чтобы стало ясно, насколько разным у Брейгеля бывает "просто чёрный" и "просто белый". В его чёрном нет ничего траурного - да и не совмещался в голове Брейгеля этот цвет с трауром. Он изысканный - неглубокая чернота серовато-чёрного сукна, драгоценность поглощающего свет чёрного бархата, бурые оттенки "чёрных" звериных шкур, промокшей коры, старого дерева, тусклый блеск до черноты залоснивейся кожи...

Ну и ещё немножко разного - никаких двусмысленных пословиц, чистая религиозная живопись.
Вот, "Самоубийство Саула, к примеру:


Сюжет библейский: враги иудеев филистимляне разгромили войско царя Саула. Сыновья его погибли в битве. Не желая сдаваться в плен, Саул бросился на свой меч. В общем, все умерли.
- картинка нашлась хреновая, разглядеть трудно, но как-то не густо тут Саулов. А кто это у на такой маленький тут у нас на скале слева? Да во-от же он, герой-то... Можно наблюдать тот же принцип, что и в "Икаре..." - кому какое дело до того, что кто-то самоубивается - совершенно никому. Железные муравьи идут своей дорогой.
А вот оказавшееся в закладе вместе с "Временами года" "Несение креста":

-
тут, заметьте, не какой-нибудь ветхозаветный Саул, тут крестный путь Иисуса. Нашли Иисуса? Быстро получилось? Да вот же он, в самом центре. И как водится у Брейгеля, никому нет дела до того, что он сын божий. Мама (на переднем плане, рядом с апостолом Иоанном и Марией Магдалиной) конечно, убивается.
Рассматривать "Несение..." можно долго - оно наполнено десятками любовно написанных замкнутых жанровых сценок. Ритм в этой кутерьме выстраивают красные пятна одежд стражников, без особой спешки направляя взгляд зрителя к месту казни.
Кстати, сравните с Босхом:

- раз,

- два,
и не говорите больше, что Брейгель - это почти Босх, только погрубее. Он куда беспощаднее. И совершенно невозможно представить эту картину в храме. Кстати, заметьте, на евангельское описание места казни художник глубоко плюёт - нет у него никакой горы Голгофы. Едва холмящаяся равнина, поле казней, на котором очерчена площадка для крестов, а вот тут, поближе - колесо. Тоже не просто так стоит.
Вот я вам ещё кусочек поближе покажу - хоть лобное место рассмотрите:


- во-он там, вдалеке. Два креста уже стоят, в центре - просвет для третьего.
Или вот ещё "Две обезьяны":

Эта вещь у меня, кстати, куда больше сцеплена с "Легендой о Тиле Уленшпигеле", чем весь другой Брейгель.

А вот вам парочка Вавилонский башен:

- эта, более известная, написана году в 1563-м, а вот эта - почти десятью годами раньше:

И тут мне опять надо поговорить о глубоком смысле, тщете всего сущего и сложных душевных переживаниях художника. А я вам скажу только про то, что будучи в Италии, Колизей он, несомненно, видел.

Все тексты о художниках, бывшие ранее, тут: http://users.livejournal.com/_ksa/467440.html
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments