_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо, прозванный Великолепным.




Щёки – два румяных яблока, губы – вишни, увесистая груша – нос, набрякшие веки – ягоды кизила, чёрная ежевика вместо зрачков, колосья-брови, колючий репей – борода, в волосах переплелись виноградные гроздья, спелая смоква повисла серьгой, жилы шеи – пучки лука, грудь – богатырских размеров тыква, капустный лист прикрывает правое плечо, орденская лента свита из лилий и роз, переплетённых плебейским вьюнком…
Нет, это не описание неизвестного произведения Сальвадора Дали. Это Рудольф II – император Священной Римской империи, мистик и алхимик, в образе Вертумна – римского бога «природной переменчивости». Портрет прислал из Милана своему покровителю Джузеппе Арчимбольдо, «Мастер Празднеств» пражского двора. Император ждал от живописца не портрета (впрочем, вознаграждённого графским титулом), а возвращения, но Джузеппе остался в Милане. Его долгая карьера придворного художника, успевшего послужить трём императорам, была завершена.




Джузеппе Арчимбольдо, прозванный Великолепным, стал одним из последних мастеров уходящего Возрождения.
Он родился в 1526 в патрицианской семье. Его дядя был архиепископом, а отец – всего лишь владельцем шпалерной мастерской. Хотя в Италии знатное происхождение и занятие искусством ради заработка прекрасно совмещались – многие небогатые дворяне отдавали сыновей в ученики к живописцам и золотых дел мастерам.
Джузеппе не нужно было искать учителя за пределами дома – образование он получал здесь же. «Базовые» навыки в любой художественной мастерской были универсальны: составление красок и лаков, подготовка досок и холстов, рисунок углем и свинцовым карандашом, гравировка, лепка из воска и глины – чтобы, перейдя из статуса ученика в статус «подмастерье», юноша сам мог решить, к чему способен.
Мы не знаем, когда Джузеппе получил звание мастера, но в 1549 году его имя, вместе с именем отца упоминается в ряду художников, украшавших Миланский собор. От этой работы сохранилось лишь несколько витражей – житие св. Екатерины да шпалерные эскизы.

В 1562 году Джузеппе Арчимбольдо был призван Максимилианом, сыном императора Фердинанда I в Вену. Поприще его ожидало достаточно важное - должность портретиста-копииста. Это была не случайная прихоть - когда-то молодой Джузеппе расписал для Фердинанда несколько гербовых щитов. Теперь Арчимбольдо имел многообещающий список умений, в который входило и «преискусное писание людей и животных» и создание рисунков для шпалер и росписей, и алтарная живопись, и витражи, и эскизы ювелирных украшений, и декорации для празднеств церковных и светских. Каких знаний требовало время от придворного художника, мы можем судить по письму Леонардо да Винчи, добивавшегося места при дворе Лодовико Моро. Этот документ напоминает резюме военного инженера, а не мастера кисти. Помимо своих живописных талантов, художник предлагает Моро услуги по постройке мостов, возведению фортификационных сооружений и отливке артиллерийских орудий.
Практически ни одно из умений Леонардо не было использовано герцогом для войны, но для праздников понадобились все. Мосты, «огненная потеха» и «водные забавы», самодвижущиеся механизмы - создание декораций для праздников заставляло придворного художника изучать математику, механику, химию и в придачу требовало незаурядных режиссёрских способностей.
Возможно, именно в создании костюмов и праздничных декораций стоит искать начало новаторств Арчимбольдо. Особым увлечением конца Возрождения были всевозможные аллегории – времён года, стихий, чувств, ремёсел. Судя по сохранившимся акварельным эскизам, художник создал не одну Флору при помощи цветов живых и шёлковых, и украсил плющом и виноградными гроздьями множество Помон и Вакхов, прежде чем ему пришло в голову вовсе убрать из «аллегорий» человеческую плоть.
Стиль «составных аллегорий» был издавна известен на Востоке – в Иране и Индии. В таких картинах «главное» изображение создавалось с помощью сплетённых фигур людей, зверей и птиц – в этом стиле выполнен рисунок, изображающий Кришну на слоне, составленном из тел девяти возлюбленных бога. Для Европы загадочные картины Арчимбольдо стали откровением (хотя и в западном средневековом искусстве аналогий было достаточно – особенно в храмовой скульптуре, книжной миниатюре и рисунках на географических картах).

Предположительно, первыми работами в новом стиле стала серия «Времена года» - четыре профильных поясных изображения, сияющих яркими красками на глухом чёрном фоне. Весна, чье лицо возникает из роз и цветов яблони, Лето, с глазом-вишней, показывающее в улыбке ровные зубы-горошины, увенчанный виноградом крепыш-Осень, с ухом-волнушкой, закутавшийся в дерюгу старик-Зима, с чешуйчатой кожей-корой. Живописные аллегории восхитили короля и двор. За время службы художнику пришлось копировать «Времена года» пять раз. В 1564 году сменивший на троне отца император Максимилиан II даровал художнику звание «Мастера Празднеств».


"Весна"


"Лето"


"Зима"


«Мастерами празднеств» - иначе говоря, художественными распорядителями двора, были многие знаменитые художники: великий Рогир ван дер Вейден, удачливый Лукас Кранах, и, конечно, Леонардо. Однако с мастером из Винчи Арчимбольдо связывает не только должность. Отец Джузеппе был дружен с одним из миланских учеников Леонардо – Бернардино Луини, который хранил у себя некоторые наброски и записи учителя. Основываясь на этом, биографы предполагают, что в музыкальных автоматах, «цветовом клавикорде» и «перспективной лютне» - курьёзах, которые наряду с картинами прославили Арчимбольдо - он использовал идеи да Винчи. Но не только способности к занятной механике роднят Арчимбольдо и Леонардо. Гораздо более из искусство сближает пристрастие к изображению гротескного, необычного, пугающего, занятного - как в красоте, так и в безобразии своём.
Особенно показательны в этом плане две работы из цикла «Четыре стихии» - «Вода» и «Огонь». «Земля», составленная из тварей земных и срощенный из птиц «Воздух» написаны с ровной, привычной для Арчимбольдо виртуозностью. Зато украшенная жемчугом «Вода», сплетённая более чем из шести десятков рыб и морских гадов, завораживает своей скользкой, мерцающей, чуждой жизнью, взглядом множества глаз, устремлённых на зрителя.


"Вода"

«Огонь», как стихия бога войны, единственный в цикле сочетает в себе обилие символов разной природы – железную руду и детали пушечного лафета, свечной воск, пеньковый фитиль. И, конечно, само пламя, превращённое в шевелюру Марса-Огня.

"Огонь" ("Марс")

Служение при императорском дворе растянулось на 26 лет. Максимилиана сменил Рудольф, унаследовавший проклятие рода Габсбургов – наследственное безумие. Служить при дворе государя-мистика, капризного, вспыльчивого и интересовавшегося поисками философского камня гораздо больше, нежели государственными делами, было нелегко, хотя к своему «Мастеру празднеств» Рудольф всегда был весьма милостив и даже доверил ему заведовать знаменитым «кабинетом редкостей».
Арчимбольдо покинул Прагу в 1587 году. Уже из Милана, в ответ на требования императора вернуться, он послал Рудольфу «Вертумна» - возможно, лучшее своё произведение.
Художник скончался в Милане в 1593 году. И как многие мастера, чрезвычайно славные при жизни, был очень быстро забыт. Созданный им стиль вызвал всплеск подражаний –«арчимбольдесок» (подобно тому, как очарование улыбки Леонардо породило «леонардески»).


Второе открытие Джузеппе Арчимбольдо случилось в начале XX века, когда им увлеклись мастера сюрреализма. Сам Сальвадор Дали называл его своим учителем.
Помимо «Времён года» и «Стихий» до нас дошли картины-перевёртыши «Огородник» и «Садовница», раблезианский «Повар» и «Библиотекарь», которого называют ««триумфом абстрактного искусства 16-го столетия». Несколько антропоморфных пейзажей, написанных в духе Арчимбольдо, скорее всего, созданы подражателями.


Картина-перевёртыш "Огородник"

Всего руке Арчимбольдо приписывают 14 (по некоторым версиям – 17) картин. Конечно, это немного. С другой стороны, только десять работ достоверно принадлежат кисти Леонардо да Винчи, что не мешает признавать его одним из величайших мастеров Возрождения.

Ну и "Ева с яблоком", собранная весьма занятным образом, но по авторству несколько спорная.

Tags: искусство, статьи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments