_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Брейгель Старший (продолжение)

Я ужас как давно, ещё в марте, бросила незаконченный текст о Брейгеле старшем. Пора, что ли, продолжить?
Итак, я оставила Брейгеля в Брюсселе, закончившим цикл "Времена года".
Как и большинство мастеров того времени, Брейгель постоянно писал библейские сюжеты. А что ему было делать, если практически все жанры в европейской живописи, выросли из живописи храмовой и религиозной? К тому же, что-что, а параллелей с окружающим тебя миром всегда достаточно. Например, если твоя молодая жена с завидным постоянством рожает тебе сыновей, странно не писать "Рождество" и "Поклонение волхвов".

Эти два сюжета нередко совмещают, хотя между рождением Младенца и приходов Царей в Вифлеем теоретически прошло несколько дней. Обычно "Поклонение" - отличный повод написать "богатую картину". Конечно, хлев будет в должной мере ветхим, Мария - кроткой, а Иосиф - невзрачным, но - дорогое сукно, бархат и атлас одежд волхвов, жемчужное шитьё, золото даров и корон давали отличный шанс "сделать красиво". В большинстве случаев, Брейгель на "сделать красиво" кладёт с крестьянской грубостью.

Например, "Снежное рождество"

(под катом малобукв и многокартинков)



Улица типичного бельгийского города. Все идут по своим делам, а волхвы - по своим: припадать к ножкам младенца. Во-от там слева, совсем с краю, даже немножко рамой картины срезало. Двое уже припадают, а третий замешкался несколько. При волхвах, конечно, промёрзшая свита - вон и пара арапов затесалась. И всё это - напросвет, насквозь, через крупные, мягкие хлопья снега. Я уже писала, что Брейгель - невероятный мастер "бедной палитры". Контраст с белыми хлопьями доводит любой оттенок охры, умбры, "красной земли" до поразительного, совершенно драгоценного звучания.

А вот копия этой работы кисти Брейгеля Младшего:


Ему драгоценности цвета явно показалось мало, и он решил несколько "уярчить" одежды, красненького добавить, синенького, ослов прикрыл нарядными попонами... Ну, и попортил колорит, на мой взгляд. А главное, очень сильно "вычистил" с картины "мешающие" снежные хлопья. Такую песню, дурак, испортил.

-
а вот "Перепись в Вифлееме", что поклонению предшествует. И святое семейство даже не очень долго на нём искать. Моя подруга, человек весьма образованный, успела и пазл с этой репродукцией собрать, и повесить его и посмотреть достаточно, прежде чем совместила барышню на ослике и её мужа, несущего пилу, с библейским сюжетом.

А раньше всего, по-видимому, было вот это:

(отвратительное качество картинки). Редкий случай, когда у Брейгеля заметно влияние других мастеров. Картина перекликается довольно сильно с итальянцами и немцами по композиции, и с триптихом Босха по деталям. С этим вот:


- (посмотрите на костюмы, хлев, позу первого волхва). Мне кажется, здесь Брейгель в кои-то веки решил написать некое важное событие действительно важным для всех. Можете швырять в меня помётом, но вышло не очень. Левая часть с толпой совершенно невыразительна, её хочется срезать. Для Брейгеля в принципе нехарактерно изображать "единый порыв". Его толпа - это всегда группки, компании. занятые каждый своим делом. Композиция собирается только за счёт темноты хлева и яркого пятна плаща Бальтазара, а если его убрать или пригасить - выйдет довольно скучная каша.

Но "пышное" "Поклонение" у мастера тоже есть. Пышное и страшное:



В нём всё очень традиционно и узнаваемо - от старомодного костюма старшего волхва (первым его использовал ещё Рогир ван дер Вейден) золотой трёхлепестковой чаши ("Поклонение" Гуго ван дер Гуса)и белого с кистями одеяния Чёрного царя (перекличка с Босхом). Но Иосиф подслеповат, и вроде бы нетрезв, второй волхв похож на ожившего мертвеца, а третий - воин в остроносых красных сапогах, в вырастающей из головной повязки шипастой короне, отвернувший от младенца угольное лицо с белыми глазами - и вовсе на Сатану, что "ликом черен и прекрасен". Но что за ковчежец выдал ему Брейгель, вот этот из золота и бутылочно-зелёного стекла кораблик?

Если помните, прежде чем найти младенца в Вифлееме, волхвы поискали его в Иерусалиме. Да ещё с неудачной формулировкой "не здесь ли родился новый Царь Иудейский?" От этого вопроса действующий царь Ирод, само-собой разнервничался и велел убить всех новорожденных в Иудее.



- эту картину очень любят ставить в качестве иллюстрации к 80-ти летней войне. Я понимаю, что по современным исследованиям и король Филипп - утончённый человек прекрасного образования, и герцог Альба - великолепный стратег и душка. а де Костер в "Легенде об Уленшпигеле" всё наврал, но глазами современника событий это выглядело примерно так. Неприятно выглядело. И неудивительно, что гёзы таки наваляли испанцам.
Была ли эта картина для Брейгеля, живущего при милостях кардинала Гранвелла "поступком" - не берусь судить. Работы он свои этой "Кровавой собаке" исправно продавал, а уж усматривали власти в этих работах неприятные намёки-не усматривали - сие ни мне, ни вам не ведомо..

Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments