_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:
Статья про сетевой этикет, которую я писала для августовского "Вечернего клуба" (попутно участвуя в двух или трёх ЖЖ-склоках). Ничего нового, прописные истины: трава зелёная, коровы дают молоко, в интернете могут послать нахуй. Кому интересно - под кат.


Этот безумный, безумный мир…

«Сетикет, нетикет (неологизм является слиянием слов «сеть» (англ.net) и «этикет) — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство. Это понятие, появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO

Чаще всего под явным нарушением нетикета понимают оскорбления, клевету, обман, нарушения авторских прав.»
Википедия


…В вашу квартиру, открыв дверь пинком, входит незнакомый человек. Разваливается в кресле, забросив ноги в грязных ботинках на стол: - Да-а… Как-то у тебя тут безвкусно. Стены отвратительно покрашены. Кровать в ИКЕЕ брал? Магазин для нищих. Зарабатывать, значит, не умеешь. Это что? Пыль? Жена у тебя – грязнуля. Это её халат висит? Значит ещё и корова. А это чьё фото? Брат? Противная физиономия. Впрочем, и ты не лучше. Паспорт покажи? Понаехал тут. Это что? Твоя кошка? Такую породу держат только неудачники. Кормишь чем? Вискасом? Ты убийца животных. Кстати, я слышал, что твоя прошлая кошка выпала из окна? Так тебе, идиоту, и надо. А это ты что накарябал? Статейка? А ничего, живенько так, я возьму, пожалуй, ты себе ещё напишешь. И, слушай, почему ты до сих пор не пожертвовал денег на озеленение обратной стороны Луны? Можешь сделать это прямо сейчас, я тебе и номер счёта запишу. Да, раз у тебя такая грязища, не хочешь заодно купить пылесос? Отдам с хорошей скидкой… Как, «пошёл вон»? Я же ещё не объяснил тебе, как правильно жить. И, кстати, у тебя на табличке фамилия с ошибкой. Петров пишется через «и» - я точно помню.

Если вы всё это терпите, высказываю три предположения: или вы впали в такой ступор, что даже не в силах набрать 0-2, или вам снится кошмарный сон, или вы в интернете. Если это сон, можете отрастить себе чёрный плащ и поиграть с пришельцем в атаку Бэтмена. Но если, ущипнув себя один-два раза, вы убедились, что это не сон, и кто-то, вам совершенно не знакомый и неинтересный, вломившись на вашу территорию, учит вас жить – скорее всего, вы и впрямь в интернете.

Плоды цивилизации

В шутливый текст, открывающий эту статью, попали практически все свойственные интернету нарушения правил цивилизованного человека: оскорбления, необоснованная критика, вторжение в личное пространство, клевета, злорадство, интеллектуальное воровство, распространение спама и даже нарушающая не столько «этику», сколько «этикет», но невероятно раздражающая страсть к правке чужого стиля и грамматики. Причём часть вышеперечисленного в реальной жизни регулируется Уголовным кодексом РФ. В частности, 129 и 130 статьями.

Почему же у людей, достаточно образованных, чтобы пользоваться компьютером и достаточно законопослушных, чтобы находиться на свободе, так размыты этические границы?
В каждом из нас годами воспитания заложены определённые нормы. Мы не «тыкаем» незнакомым людям, не ковыряем в носу публично, в трезвом уме не ломимся в чужие квартиры, придерживаем своё мнение по поводу чужой внешности и вкуса, дрессируем толерантность к иной вере, образу жизни и образу мысли. Отдельные личности достигли таких высот вежливости, что умеют есть в гостях невкусную еду и говорить: - Спасибо, замечательно. Мы не крадём то, что лежит плохо. И уж тем более, то, что лежит хорошо. Не подходим на улице к симпатичной особе противоположного пола с предложением немедленной любви, а если подходим, то осуществляем это предложение не прямо здесь, на асфальте. И, кстати, стараемся, чтобы это вышло добровольно. Мы не едим себе подобные, если они нам немного не нравятся, а если едим, то тихо и аккуратно, как людоеды-оценщики в городском ломбарде в старой сказке Шварца. Некоторые, в просветлении приблизившиеся к Будде, умеют не давать советы, которых не просят и не считать деньги в чужих карманах. Все эти чудесные способности человечеству прививались кнутом и пряником. За ковыряние в носу мама била по рукам, не ходить с грязными ногтями и не чавкать за столом учил лично государь Пётр Первый, терпимости – религия и школа (хотя и у той и у другой с терпимостью проблемы), а тягу к плохолежащему и сексу без согласия сдерживал уголовный кодекс. При этом за века воспитания человечество наработало крайне нетолстый этический слой. Не гравировка, а немножко краски и лака. Чтобы устойчивые этические нормы «поплыли», достаточно экстремальных обстоятельств. Айсберг пропарывает «Титаник» - и, пожалуйста, мужчины отпихивают от шлюпок женщин и детей, матросы – пассажиров. Хотя, что там «Титаник» - посмотрите в час пик на вагон метро. Заповедь «не укради» легко ломается голодом, и даже не слишком многодневным. С «не убий» и «не возжелай» чуть сложнее, но немалой части человечества для сноса этого слоя достаточно… нет, не угрозы собственной жизни вкупе с демографической катастрофой, а некоторого количества принятой внутрь спиртосодержащей жидкости. И всё это – в реальности, где твое нравственное падение фиксируют не только окружающие, которые неодобрительно кряхтят и возражают, но и закон, способный применить более впечатляющие методы воздействия. В виртуальном мире действие человека регулируются только его собственным багажом морали и этики и, если ему этот багаж хоть чуть-чуть тяжеловат – он его радостно сбрасывает.

А у царя Мидаса – ослиные уши!

При всём сходстве с реальностью, интернет-пространство имитирует не столько реальный мир, сколько мир онлайн-игры. В этой игре ты невидим и неуязвим, перемещаешься волей мысли и можешь принять любой облик. Не вылезая из кресла, сохраняя анонимность здесь можно сообщить известному писателю, что его книгами только квашеную капусту пригружать. Или посоветовать художнику заняться покраской заборов. Или в смелых выражениях изложить любой сетевой красавице свои фантазии и планы на её счёт. Или рассказать всему миру, что у царя Мидаса ослиные уши. Лёгкость, с которой, нажав на «отправить комментарий», можно донести свою мысль до оппонента, рождает обманчивое ощущение могущества. Совершенно не важно, есть ли у тебя какие-то шансы хотя бы заговорить с этой девушкой в реальности, абсолютно не важно, что ты сам ни одного школьного сочинения не написал выше чем на три, никому не обязательно знать, что ты дальтоник и пейзажиста Шишкина знаешь исключительно по фантику конфет – здесь все эти люди, независимо от возраста и статуса, будут вынуждены тебя выслушать, хотя бы единично.

А смысл?

В реальном мире человек, сознательно идущий на разрушение этической клетки обычно надеется получить какие-то бонусы: подсидел сослуживца – авось твоя карьера пойдёт вверх, обхамил соседку – будет знать, как кипятить свою кастрюлю на моей плите, утаил налог – в своём кармане прибавилось, пристал к барышне – а вдруг согласится. Ничего столь материального нарушения этических норм в сети не приносит, и «бонусы» герой получает достаточно эфемерные. Здесь в очередной раз возникает аналогия с компьютерными играми. Большая часть действий ведёт лишь к иллюзии потока энергии, накопления «маны», которую наш герой получает от очередного слома норм.

Комментарий специалиста:

«Пугает древняя как мир, но постоянно усиливающаяся тенденция относиться друг к другу как виртуальным персонажам, схематичным образам, нечувствительным маскам, за которыми не стоит никого и ничего живого.
Людям это качество было свойственно всегда. Достаточно вспомнить средневековые пытки и казни, на которые ходили всей семьей с детьми – это как раз яркий показатель неумения идентифицироваться с другим человеком. Более того, человеку постоянно нужно прилагать усилие, чтобы было иначе – в противном случае мы скатимся к тому же средневековому восприятию.
Собственно история о том, как папарацци сначала снимал умирающую принцессу Диану и ее спутников, а уже потом вызывал скорую – это очень показательный пример того, о чём я пытаюсь сказать. Этот журналист не видел в страдающих людях людей, таких же, как он сам и его близкие. Он видел объекты для репортажа. Это, пожалуй, то, что пугает меня в мире больше всего. Потому что даже подлинная жестокость к человеку, к врагу более человечна, чем этот кастрированный ачеловечный подход. К сожалению, в Интернете и СМИ этот подход стал считаться почти официальным.»

Самира Павлова, психолог-консультант, Институт Психодрамы и Ролевого Тренинга


Дикий-дикий Вест.

Больше всего правовая ситуация в блогах напоминает Дикий Запад. На освоенных землях жизнь размерена, закон торжествует, полицейские исполняют обязанности, а какой-то сотне километров – фронтир, где единственный закон – наличие оружия. Оказавшиеся в этом смещённом мире вполне цивилизованные люди достаточно быстро осваивают правду первого выстрела.
На виртуальном Диком Западе чужое – твоё, будь то идеи, рисунки, стихи или проза. Причина, которую назовёт каждый пойманный за руку – «это лежало в открытом доступе». Иначе говоря, утешительная иллюзия, что этот кошелёк лежал не в чужом кармане, а на общественном тротуаре.
Аргумент про «открытый доступ» применим не только к «имущественным» спорам. В сети он так же легко используется для оправдания оскорбления оппонента. Логика подобных заявлений не выдерживает никакой критики, и строится по принципу: «боишься оскорблений – не пиши в открытый блог» («боишься изнасилования – не ходи в мини-юбке»). Конечно, вербальное изнасилование (избиение) сложно сравнивать по травматизму с физическим, но и ответственности за него насильник не несёт.
Говорить о бережности к собеседнику здесь и вовсе смешно. Нет, в теории все знают, что злое слово способно убить, но на практике «смерть» в интернете воспринимается как явление временное и обратимое – свой блог можно убить и воскресить вновь, «блог-самоубийство» удобный способ заставить друзей поволноваться.

Способов урегулирования отношений в сети немного.

Для экстраординарных случаев на Диком Западе существовали шерифы, стрелки, суд Линча и ребята из агентства Алана Пинкертона, которые выслеживали нарушителя и, смотря по обстоятельствам, обезвреживали на месте или переправляли к закону поближе. Для случаев простых – веский, хорошо пристрелянный аргумент, быстрота реакция и место, где можно закопать результат.
Про виртуальный аналог ребят Пинкертона лучше говорить отдельно (скажем, в ЖЖ эту роль выполняет Abuse Team, даже не потрудившийся перевести свои правила для русских пользователей). Заменителем суда Линча будет стихийный или хорошо подготовленный флеш-моб. Роль старого просолённого шерифа играют модераторы сообществ (не зря одно из наиболее часто встречающихся правил «модератор всегда прав»). Рядовому же блоггеру, в случае нападения, остаётся бежать назад в цивилизацию (закрыть журнал), построить надёжный забор (запретить комментарии для не-друзей, установить скрытие комментариев «по умолчанию» или просто вести закрытый дневник) или размывать границы собственных этических норм. Что происходит на удивление быстро.

Конечно, попытки цивилизовать интернет-общение нередки. Беда в том, что любая регулировка «сверху» неизбежно выльется в цензуру.

Блоговая этика только зарождается. И, как любой новорожденный, она не слишком хорошо выглядит, пахнет и звучит. Но если её насильственно вымыть, спеленать и заткнуть соской, интернет-реальность утратит то, ради чего в неё лезут – иллюзию свободы.

PS Для пришедших сюда по всевозможным ссылкам поясняю ещё раз. Это статья для журнала. "Журнал" - это не только вторая часть названия ЖЖ, но и печатный продукт, за работу для которого платят деньги. Деньги за эту статью я уже получила и с удовольствием трачу, хоть и знаю, что лучше всего сетевую этику описывает фраза "Деточка, это интернет, здесь могут послать нахуй".
Но у этой фразы есть три недостатка - её придумала не я, её урежет цензура, и в ней малобукф. А краткость - сестра таланта, но враг познаковых гонораров.

PPS Желающие радости общения!
Вы так прекрасны, что комменты временно скринятся. Я вас потом поцелую. Если захотите.
Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 187 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →