_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Categories:

Карло Кривелли, венецианец.

"Август, божественный месяц, созрели земные плоды, виноград, баклажаны..."
(Тикки Шельен)


Самое время писать про художника Карло Кривелли, потому что, да, созрели...
19 М-на Верона Кастельвеккьо 1460
- виноград, баклажаны, тыквы, огурцы, бородавчатые, как старики у Гирландайо, пушистые персики, тяжёлые яблоки, обрамлённые тёмными листьями и узловатой лозой, свитые в гирлянды, они свисают с колонн и арок - над плечами Мадонн, над головой Распятого...
Карло Кривелли родился... предположим, в 1430 году. Предположим, потому что точно это не известно. Живописи учился вероятно у собственного отца - венецианца Якопо Кривелли (про которого сведений тоже негусто). Возможно "испытал влияние Беллини, Виварини и Мантенья" и ещё двух-трёх мастеров, от которых сейчас и имён не осталось. Я бы добавила ещё и впечатления от модных тогда в Италии нидерландские мастеров - Ван Дер Вейдена, к примеру и от старой доброй алтарной скульптуры. Причём, мне кажется, только рисунками с неё дело не обошлось - совсем не удивлюсь, если свою карьеру Кривелли начинал именно как скульптор. Где и когда получил мастерское звание, что успел создать в Венеции и прочие драгоценные биографические подробности отсутствуют. Первая привязка его имени к дате вообще не имеет отношения к искусству - в 1457 году Карло Кривелли был осуждён на полугодовое заключение за похищение жены моряка.

Под катом - мало букфф и многокартинок:

Известно, что выйдя из тюрьмы он покинул Венецию, предполагается, что несколько лет странствовал. пока не осел в провинции Марке. Здесь, в церкви Сан Сильвестро, остался его полиптих, подписанный 1468 годом:

Собственно, с этого момента и до конца жизни ничего другого он писать и не будет. Алтари, написанные для церквей Марке и Долмации частично останутся в Италии, но в основном, разрозненными досками, осядут в музеях мира: Девы с Сыном, сам Сын Божий - предаваемый, распятый, умирающий, воскресший, ангелы и разнообразные святые - в рост и поясные. У них неизменно белые лица плоскостного письма, изящные длиннопалые руки сжимают книги, лилии и пальмовые ветви, а то символы мученичества - колесо, меч, стрелу, пыточный ворот или кокетливо демонстрируют стигматы на ладонях - драгоценные, как рубиновые броши. У них одежды, расшитые золотом и жемчугом, лежат жёсткими, ломкими складками. Длинные волосы женщин змеятся, волосы мужчин и детей кудрявы, как золотое руно. Это мир без воздуха, с сияющей и покрытой узором твердью небес и плоской землёй, кончающейся сразу за ступнями героев.

Изучая Кривелли в общей череде "итальянских мастеров Поздней Готики-Раннего Возрождения" его легко пропустить - ещё один мастер манерных святых. Но мне повезло - первой святой работы Карло, попавшейся мне, была Мария Магдалина. Я увидела её в книге по истории костюма, фрагмент ростового изображения, иллюстрирующий статью о вышивках на платьях венецианских модниц:
- заявленную автором книги вышитую цаплю (феникса?) на рукаве я смогла рассмотреть много позже, потому что полвечера изучала вот эту невероятную посадку головы, лисье длинноносое лицо, морщинку в углу рта, птичий очерк выпуклого глаза.

Вот она полностью:
28 Магдалина 1470-75 - оценили, как хитрец Кривелли в полноростовом изображении удерживает внимание на лице героини? Большая часть фигуры закрыта плащом (и, при всей любви мастера к складкам и вышивкам, гладким плащом), направляя взгляд вверх - по ступеням почти горизонтальных кистей рук к поднятой корсажем груди, к мраморной шее, к этому заговорщицкому, обещающему взгляду. Ничего лишнего - даже волосы, складки покрывала и сосуд с мирро смазаны, растворены в золоте фона.

А увидь я первой эту Магдалину:

- возможно волшебства и не случилось бы. А всего-то чуть больше внимания наряду и волосам, чуть вычурнее поза, чуть больше акцент на руки - и соблазн погиб. Хотя в Риксмузеуме возле этой девы я всё равно простояла довольно долго - соблазн-соблазном, а техника - техникой.

На мой взгляд, практически полностью ситуацию с двумя Магдалинами повторяют два дьяволоборца:
Вот архангел Михаил, попирающий беса:
50 Ар-л Михаил 1476 Лондон - златокудрый мальчик с мечом и весами.

А вот занимающийся тем же богоугодным делом святой Георгий:
38 Св Георгий 1472 Метр-тен
И снова Михаил -
50 Еще Михаил 1480- тот же фокус - чуть больше восхищения костюмом (оцените этот панцирь, имитирующий плоть - до горошины соска), чуть меньше выбора в подаче деталей, более выгодный для рассматривания (но отнимающий у героя его завораживающую целеустремлённость) ракурс головы - и казнь превратилась в нарядный балет.

Кривелли - мастер деталей. Каждый алтарь переполнен ими - драпировками, рельефами, вышивками, плетёными сандалиями и сафьяновыми туфлями, поясами, диадемами и лентами, завитками волос и меха, структурой мрамора, цветами и плодами, чашами, птицами:


Эти подробности прекрасны в своей дробящей мир суетности. Пёстрая, самостоятельная жизнь вещей подчёркивает отрешённость белых ликов Мадонн.













Но едва ли не прекраснее Кривелли лаконичный, творец этой строгой девочки - святой Урсулы:


Или этого отстранённого, настороженного святого Георгия:
44 Св Георгий ПСЭ

Или этой волшебнейшей из Мадонн:
90 Делла Канделетта Брера 1490-92

Его принято относить не столько к поздней готике, сколько к раннему маньеризму. Думаю, самому Кривелли было в достаточной степени всё равно, куда именно его распределят в "Истории искусств". Тем более, что отводят на него абзац-два - чай не Леонардо. Хотя и современник.
По мне он прекрасен - вот этим волшебным синтезом старого и нового. И ошибка думать, что архаичность этой живописи - от незнания. Разделяя мир на реальный и условный, сочетая объём и линеарность в одной картине, то искусно применяя светотень, то забывая про неё, Кривелли говорит: "хорошо, я возьму ваши игры с перспективой, ваши складки, достоверность вашей парчи и атласа, ваши чаши с их объёмом и бликами, прозрачность вашего стекла, но плоть моих святых останется бесплотной, потому что не во всём должно быть мясо". И они прекрасны есть.

Ну и ещё немножко картинок:
Мадонны:
51 Мадонна 61 х 44 Частное собрание


(алтарь семьи Одони)


Фрагмент "Благовещения" - Гавриил:


Оно же полностью:


Космонавт Гречко как-то рассказывал мне, что поверил в инопланетян, увидев эту картину. Вот посмотрел на облако в форме летающей тарелки и луч из него - и поверил. "Так и летают к нам с 15 века, - сказал, - у художников глаз точный".

Мадонна с ласточкой  (вот там пекинесс у святого Иеронима в ногах путается - это, извиняюсь, лев):

85 Мад-а с ласт-й 1490 Лондон

86 Тятя ааа Лондон
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →