_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Неистовый Блейк

И ещё статья для "Вечернего клуба" На этот раз никаких сетевых дрязг - чистое искусство, а именно, Уильям Блейк.

Увидеть мир в одной песчинке
И космос весь - в лесной травинке,
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность...
Уильям Блейк


«Биографический стереотип»

«Гений, непризнанный современниками и оцененный только потомками» – эта фраза так часто применяется по отношению к художникам, что уже вызывает скуку. Хотя реально такие случаи достаточно редки. Способность человека с кажущейся лёгкостью производить нематериальное – будь то музыка, стихи или рисунки, обычно вызывает у не обладающих талантами людей восхищение или, хотя бы, любопытство. И поэт (музыкант, художник) должен приложить достаточно много усилий, чтобы его творчество не понравилось никому. Чтобы довести среднестатистического обывателя до мысли «за эту мазню мне и медяка жалко», художнику неплохо бы сочетать в себе одновременно новое видение, полное отсутствие желания подстраиваться под вкусы окружающих, редкостное бескорыстие и мизантропический характер. Все эти черты были, например, у Ван Гога – и (как любят говорить) ему  удалось при жизни не продать ни одной картины (на самом деле несколько всё-таки продал).
Но редко (действительно редко) талантливому человеку удаётся просто несколько промахнуться мимо своего времени.


Гравер и поэт

Уильям Блейк – художник, поэт, философ и мистик, родился 28 ноября 1757 в семье небогатого лондонского галантерейщика. Сложно что-то сказать о детстве Уильяма, кроме того, что родители были достаточно терпимы, чтобы позволить одному из пяти детей в ущерб домашним делам пачкать бумагу рисунками, и поступить в художественную школу Генри Парса. Возможно, причиной тому был странный характер мальчика и склонность к мистике, проявившаяся ещё в детстве.
В 1772 году он стал учеником гравера Джеймса Бэзайра. Копирование гравюр старых мастеров и наброски с готической скульптуры добавили рисункам Блейка линейной строгости и внутренней экспрессии. После обучения у Бэзайра, Блейк принебрёг карьерой простого мастера-гравера и поступил в Королевскую художественную академию. Несомненно, это учебное заведение было достаточно консервативным местом. А её президент – Джошуа Рейнольдс – мастер «классического английского портрета», научившийся блистательно совмещать приёмы Тициана, Рубенса, Рембрандта и Корреджо – чрезвычайно консервативным президентом. Поэтому вовсе не странно, что студент Блейк был недоволен методами преподавания, педагогами и перспективами обучения. Тем ни менее, сказать, что обучение в Академии не дало Блейку ничего будет преувеличением. В конце-концов, именно там он познакомился со скульптором Джоном Флэксманом и живописцем Генри Фюсли.
18 августа 1782 года Блейк взял в жены Катэрину Бучер. Эта девушка, бедная, неграмотная и терпеливая, оказалась лучшей спутницей жизни для него.

В 1783 году ему удалось опубликовать первый сборник своих стихов. Кстати, уже этот факт оспаривает репутацию «непризнанного и непонятого» Блейка – спонсорами книги выступили Флексман и увлекавшийся новой поэзией преподобный Мэтью. В дальнейшем у Блейка нередко будут покровители – сначала завороженные талантом, потом разочарованные его странным нравом, и отсутствием ожидаемой благодарности.
Годом спустя полученное после смерти отца наследство позволило Блейку открыть книжную лавку. Поэт и гравер, он превратил её в крошечную типографию для издания собственных стихов.
При печати он использовал уникальную технику "выпуклого офорта". После полученные оттиски раскрашивались от руки акварелью или темперой.

Подобно средневековым миниатюристам, Блейк не ограничивался заставками и иллюстрациями на отдельных листах, но пронизывал рисунками весь текст.

Выглядит это так:


В этой технике он печатает появившиеся из городских баллад и колыбельных «Песни невинности» и трагические «Песни познания». За ними следуют «Бракосочетание Рая и Ада», "Пророческие книги", «Книга Урайзена, «Книги Ахании», «Книга Лоса» и «Песня Лоса», пытающиеся выстроить новую мифологию. Изложенная в этих книгах философская система, балансирующая между богопреклонением и богоборчеством, темна и запутанна, но вязкость мистического текста с успехом компенсируется блестящей графикой. Появись Блейк в искусстве тремя веками раньше – часословы и молитвенники его работы покупали бы короли, родившись веком позже, он затмил бы мастерство Обри Бердслея. Впрочем, вполне вероятно, что без графики Блейка Бердслея – во всяком случае, того, что мы знаем, просто бы не получилось.

Сияющие акварели
Работоспособность Блейка-художника невероятна. Получив в 1795 году заказ на оформление «Ночных дум» Эдварда Янга, он за два года создал 537 акварелей.
Акварели Блейка – это синтез великолепной линии, драгоценного, точно найденного цвета, фантазии религиозного мистика и памяти блестящего копииста. Современники вспоминали, что он «пренебрегал работой с натуры, предпочитая полёт воображения», но это утверждение сложно назвать вполне точным. Действительно, живая натура мало дала художнику. Подобно средневековым мастерам, он «брал своё там, где увидит», компилируя образы, созданные до него и объединяя их - ритмом, движение, цветом в новую, собственную реальность. В его работах можно найти фигуры с соборных тимпанов и капителей, лица из готических миниатюр, пластические цитаты из Рафаэля и смелые ракурсные решения Микеланджело. Изумляющий зрителей контраст монохромности и статичности фигур при бешеном движении окружающего их мира легко объяснить, вспомнив, что ещё в годы ученичества Блейк рисовал скульптуры Вестминстерского аббатства. Его пренебрежение законами перспективы и человеческой анатомией принято объяснять недостаточным образованием. Но, скорее всего, Блейку, как и средневековым мастерам, просто удавалось «временно забывать» любое знание, мешающее выразительности произведения.

«Непризнанный современниками»
В 1800 году чета Блейков переехала в Сассекс, под покровительство Вильяма Хейли – состоятельного дворянина и посредственного поэта. Через три года гордость заставила Блейка отказаться от щедрот мецената и вернуться в Лондон, посвятив бывшему спонсору двустишие:
«Врагов прощает он, но в том беда,
Что не прощал он друга никогда.»
Следующие шестнадцать лет жизнь Блейка действительно соответствовала фразе: «непризнанный современниками». На устроенную в 1809 выставку пришло всего несколько человек.
Судьба улыбнулась Блейку в 1819 году, когда по заказу акварелиста Джона Линнела он взялся за иллюстрации к Книге Иова и к «Божественной комедии». За несколько лет художник успел создать более ста акварелей для поэзии Данте и графически воплотить почти каждый абзац библейского текста.

Уильям Блейк умер 12 августа 1827 года и, «по недостаточности средств», был похоронен за счёт города, в могиле для бедных.

После смерти художника, его работы выставлялись в доме младшего брата. Любой мог посмотреть их, уплатив два шиллинга и шесть пенсов, нечастым посетителям любезно предлагался каталог, составленный когда-то самим художником.
В предисловии Блейк, со «свойственным ему неистовством», писал, что: «сей художник не имеет соперников в колорите», «никто не может превзойти его, ибо никто не может превзойти Святой Дух», он «также как Рафаэль и Микеланджело находится под божественным влиянием», в то время как Корреджо и Тициан «служили похотливому и потому бессердечному божеству, а Рубенс был самодовольным дьяволом».

«Второе открытие» поэзии и живописи Блейка произошло в 1863 году.

А вот это было врезкой:

"Большой Красный Дракон и женщина, одетая в солнечный свет".
Дракон-исполин, поднявшись на задние лапы, угрожающе навис над распростертой
на земле женщиной, сдавленной кольцами мощного хвоста и молящей о пощаде.
По размеру картина действительно небольшая, но какая сила исходит от
нее. Он был сражен. Ни одной репродукции не передать эту выверенную точность
деталей, это благородное пиршество красок.»
(Томас Харрис «Красный дракон») В детективе Томаса Харриса небольшая акварель Уильяма Блейка стала последней каплей, завершившее превращение несчастного человека Френсиса Долархайда в беспощадного серийного убийцу. Чтобы избавиться от погибельного очарования картины маньяк её просто… съел. Впрочем, ему это не помогло.

Варианты "Красного дракона"





И ещё:


"Бегемот и Левиафан" - чем не картинка для бестиария?


"Притча о разумных и неразумных девах"


Иллюстрация к "Потерянному раю" Мильтона.


"Элохим и создание Адама"
Tags: искусство, статьи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments