_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Categories:

Остапа несло...

Продолжаю культпросветствовать. Теперь старая статья про Климта.

Делай что хочешь, но пусть сделанное приносит радость.
(Генри Миллер «Тропик Рака»)


О картинах этого мастера написано много, о жизни – мало. Не потому, что судьба его неизвестна или не существовала вне творчества, а потому, что обычность биографии кажется гасящей блеск картин.


Густав Климт родился в 1862 году, в предместье Вены в семье художника-гравера. Мальчик пошёл по стопам отца и окончил венскую Школу декоративного искусства. В ранних работах - в основном акварелях, портретах и фресках для театров, выполненных натуралистично и добротно - мало что предвещало будущее волшебство. Только в начале 90-х годов в его росписях появляется намёк на знакомый нам авторский почерк: предельная чёткость силуэтов и склонность к орнаментализму, а привычный миру «золотой» Климт является ещё позже - в самом конце XIX века, на излёте модерна. За 18 лет он стал лидером Венского авангарда, создал ряд великолепных портретов, несколько живописных и мозаичных фресок, эскизы украшений и костюмов, пейзажи в духе пуантилизма, и множество бесценных теперь зарисовок. К 1917 году художник получил полное официальное признание и был избран почетным профессором Венской и Мюнхенской академий.

- ранний Климт.

- тоже ранний.

-
"привычный" Климт (картина сгорела в 1945 г.) - почувствуйте разницу.

В той жизни, что он открывал для публики, не было: бедности, голода, громких скандалов и отрезанных ушей – эта карьера благополучного и востребованного художника и мужчины. Поэтому речь пойдёт о картинах – только в них неизменно удачливый австрийский мастер позволял себе говорить о любви и ярости, чистоте и вожделении, рождении и смерти.

Климта нередко называли «дамским мастером». Хотя с тем же успехом можно назвать «дамским» стилем весь модерн - с его декоративной линией, павлиньими перьями и прядями змеящихся волос. Выставочные залы того времени были заполнены грезящими девами, прельстительными демонами и танцующими одалисками. Почему же именно картинам Климта удалось остаться в истории? Возможно потому, что наряду со вкусом и чувством моды, в них присутствовала настоящая страсть.
Он писал женщин-русалок, дремлющих, сплетясь в волнах воды, света и собственных волос, любовников, навсегда замерших в поцелуе, стремительную Саломею, с мертвенным лицом и ртом, как рана, и Данаю, открывающую себя Золотому Дождю.









Его моделью была одна из красивейших женщин Вены - жена богатого промышленника и мецената Адель Блох-Бауэр. Он писал её на балу, в сверкающем платье, окружённую волной золотого мерцания (эта картина была приобретена музеем «Neue Galerie» за рекордную сумму в 135 миллионов долларов) и торжествующей Юдифью, сжимающей тонкими пальцами кудри мёртвой головы. Их считали любовниками. И, вероятно, так оно и было, но для Климта-художника не было единственной женщины. Возможно, его стоит назвать рыцарем Дамы-вообще. Его кисть влюблена «во всех дурнушек и во всех принцесс», в фарфоровую бледность и кофейную смуглость, в болезненную худобу, в изобилие плоти, в беременность, в безмятежность сна, в судорогу наслаждения.





С равной нежностью он украшает добродетель и грех, вплетая им в волосы цветы, надевая на руки браслеты, окружая причудливым орнаментом. Для тех, кто не видел оригиналы, трудно представить, насколько термин «золотой Климт» буквален. Фон, одежда, украшения действительно сияют сплавленными с живописью листами сусального золота, но в окружении пёстро-золотого мерцания лица и руки героинь наполнены собственным светом – порой тёплым, порой пугающим.





Меньше чем за два десятка лет мастер успел получить всё, на что другим не хватало целой жизни. Уже к 1912 году художнику ушёл от некогда любимого золотого света к лубочной яркости и размашистому импрессионистскому мазку. Так он писал свои пейзажи – мозаично-цветные, безлюдные, безмятежные. В этом стиле был создан последний портрет Адель, напряжённо замершей в чёрной шляпе и вычурном платье на пёстром, лоскутном фоне.



Густав Климт умер в 1918 году. И даже раннюю смерть здесь можно считать удачей – он ушёл до того, как окружающий мир стал слишком беспокоен.

К сожалению, российские музейные собрания не владеют ни одной картиной Климта.

И немного картинок:














- вот этой картины уже нет, сгорела в 1945 году.

- и эта.

- тоже сгорела.




Tags: искусство, статьи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →