_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Продолжая худпросвет...

Ещё одна из статей для "Вечернего клуба"(кажется, июльского). На этот раз - Фрида Кало
(уточняю - статья в рубрику "галерея" - это строго 6000 знаков, размахнуться особенно негде)

"Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего"
(Фрида Кало)


Ее вспоминают всякий раз, когда нужно ответить на провокационный вопрос: - А почему среди женщин нет великих художников?
-Как нет?! – и ее предъявляют, стремительно и эффектно, как алый платок, что фокусник достает из волшебного цилиндра: - Вот Фрида Кало!
Почему не Герарда Ландсбергская – монахиня, писатель и художник, творившая в 12 веке, не несчастная Артемизия Джентилески, раз за разом писавшая "Лукрецию" в память о собственном бесчестье, не Юдит Лейстер, ученица великого Хальса – первая женщина-художник в харлемской гильдии святого Луки, или, в конце концов, не блистательная Дора Маар, возлюбленная Пикассо, почти забытая ныне?

Возможно потому, что по притягательности для современных биографов из приведенного списка с Фридой может тягаться разве что Дора Маар. Дора осталась в истории своенравным и ярким спутником великой планеты Пикассо. Брак с известным художником-монументалистом (а так же коммунистом и скандалистом) Диего Ривера сулил Фриде сходную участь. Сейчас для многих Ривера – лишь участник покушения на Троцкого и муж великой Фриды Кало.

Она родилась в Мехико в 1907 году – третья дочь в семье. Перенесенный в шесть лет полиомиелит оставил девочке скверный подарок – хромоту. Сверстники дразнили ее, а она играла в футбол и училась боксу.
Время красок пришло позже – после автокатастрофы, случившейся 17 сентября 1925 года. Первой картиной стал автопортрет. Она писала его лежа, глядя в подвешенное над постелью зеркало. Может быть, именно этот, созданный через боль автопортрет задал тон остальным. "Нет ничего дороже смеха, - говорила Кало, – с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой", и современники вспоминают Фриду смеющуюся, Фриду хохочущую до изнеможения, но ни один автопортрет не помнит ее смеха. У "Фриды в зеркале" сурово сдвинутые, слившиеся в одну черную птицу, брови, плотно сжатые губы и тяжелый, пристальный взгляд.



В 22 года она, преодолев огромный конкурс, поступила в самый престижный институт Мексики и встретила своего будущего мужа. Он был толст, груб, старше невесты на 20 лет, и умел нравиться женщинам. Всем женщинам. Его звали Диего Мария де ла Консепсьен Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривер-и-Баррьентос де Акоста-и-Родригес – или Диего Ривера.
"В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего" – говорила Фрида.
После свадьбы они поселились в доме на улице Лондрес – знаменитом "Синем доме" Фриды. Они были одержимы друг другом, любовью и ненавистью, искусством и революцией, смешивая из этих компонентов гремучий коктейль. "Диего – это все. Все, что живет в минутах не-часов, не-календарей и пустых не-взглядов, - это он" – писала Фрида. "Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее хочу заставить их страдать" – говорил Ривера.



Он изменял ей с ее собственной сестрой, а она в ответ писала мужчину, замершего над изрезанным, мертвым телом женщины. Стиль этой картины – вызывающе лубочный, алая кровь из пространства живописи проникает в пространство зрителя, забрызгивая дерево рамы. "Всего несколько царапин" – гласит надпись на ленте, которую растягивают над убийцей черная и белая голубки. Его лицо под черной шляпой спокойно, туповато-добродушно. С таким же добродушным спокойствием Диего объяснял друзьям: "Фрида даже научилась принимать мою неверность, но не может понять, почему я выбираю женщин, которые меня недостойны, или которые проигрывают ей... Она предполагает, что я порочная жертва собственных желаний. Но это ложь во спасение думать, что развод положит конец страданиям Фриды. Разве она не будет страдать дальше?"



Старый циник был прав. Они развелись после десятилетия мучительной любви, чтобы через год начать все сначала: Фрида страдала рядом с Ривера, но больше страдала без него.
"Диего в мыслях" – так назвала она один из автопортретов. Женщина на картине укрыта, словно невеста, покрывалом. Белизна кружева делает еще темнее смуглый, застывший лик. Над сросшимися бровями проступает сквозь кожу мужское лицо.



Переплавлять в живопись боль, злость, обиду стало для Фриды способом творчества. Она писала себя раненным оленем с женской головой, женщиной-землей, сквозь плоть которой прорастают цветы. Ее искалеченное тело не было способно выносить ребенка, и, вновь и вновь теряя детей, она рисовала их – мертвых, исторгнутых, связанных с живой матерью пуповиной. В сложном мире ее картин, на первый взгляд близких к сюрреализму, переплелись традиции мексиканского народного искусства и наивный символизм католической алтарной живописи.







Пророк сюрреализма Андре Бретон, устроивший в Париже выставку мексиканского искусства, приглашал Фриду под знамена нового течения. Она приехала в в Париж и очаровала Париж – смехом и рискованными шутками, длинными "народными" платьями и кружевными шалями, сигарами, ореолом боли, шлейфом скандала и - в гораздо меньшей степени – картинами.
Европу, уже вкусившую яда Дали, сложно было удивить картинами с мертвыми младенцами и взрезанной плотью, но то, что шокирующее искусство создавала женщина, добавляло остроты. "Волшебной Фридой" восхищался Василий Кандинский, кутюрье Эльза Скьяпарелли создала платье "Мадам Ривера", а Пабло Пикассо дал обед в ее честь.



Свою последнюю выставку Фрида Кало открыла весной 1953 года. "Отличный перформанс" – сказали бы современные шоумены – незадолго до этого Фриде ампутировали правую ногу и художник прибыла на презентацию в санитарной машине, под вой сирен.
Она умерла летом 1954 года. "Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться" – последние слова в ее дневнике.



Казалось бы, с исчезновением страдающего тела Фриды Кало, ажиотаж вокруг ее картин должен был пойти на спад, но этого не случилось. Возможно потому, что ее "грубое, циничное, бесстыдное" искусство ошеломляюще правдиво.


Ну и несколько картин:
















Tags: искусство, статьи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →