_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:
Раз не дают спать - продолжаю культпросвет. На этот раз Леон Бакст. Опять таки для "Вечернего клуба", писала ещё зимой. Предупреждаю - скорее биография, чем рассказ о стиле.

Магия Бакста.

«Разве артист-художник не призван к тому, чтобы выразить в костюме идеи своей эпохи?»
Леон Бакст


Париж 1910 года был околдован русскими. Для второго года своих «Сезонов» в театре Гранд Опера Сергей Дягилев привёз балет «Жар-птица», музыку к которому написал молодой Стравинский, и изящнейшую интермедию «Карнавал» - плод совместного творчества Михаила Фокина и Мейерхольда, но главной премьерой стала «Шахерезада». Этот спектакль, созданный Фокиным на музыку Римского-Корсакова, воплотил в себе всю эклектичность стиля модерн.
Классический балет на пуантах и танцы босоножек, пантомима, французская борьба и акробатика соединились не вполне органично, но эффектно. На фоне алых ковров и изумрудных стен гарема актеры "летели, борясь, кубарем с лестницы, падали вниз головой, висели кверху ногами".



После «Шахерезады» стиль парижских салонов внезапно изменился – их хозяйки спешно покупали турецкие и персидские ковры и заказывали мебельщикам низкие «восточные» диваны. В моду вошли полупрозрачные ткани, платья без корсета, руки, открытые до плеч, тюрбаны и юбки-шальвары. Поднялся спрос на пудру тёмных оттенков – парижанки желали быть смуглыми. Эскизы костюмов и декораций, восхитивших французов, были немедленно выкуплены у автора парижским Музеем декоративных искусств. У художника было звучное, короткое, совершенно не русское имя - Леон Бакст.


автопортрет

Великий художник русского модерна Леон Бакст – Лев (Лейб-Хаим) Самойлович Розенберг – родился в 1866 году в Гродно. Его отец, учёный талмудист, желал сыну хорошей карьеры. «Художник» в понятие «хорошая карьера» не укладывалось, и тратить дневное время на рисунки мальчику было запрещено. Тогда он стал рисовать ночью. Устав от борьбы с упрямым отпрыском, отец послал его рисунки скульптору Антокольскому, возможно, надеясь на разгромный отзыв. К счастью для искусства, Антокольский рисунки похвалил.
В 1883 году юноша поступил вольнослушателем в Академию художеств (Санкт-Петербург) и не слишком усердно проучился в ней четыре года – академическая система была раздражающе неповоротлива, и не успевала за временем. Провал конкурса на серебряную медаль стал последней каплей, и Лев ушёл из Академии. Он занимался живописью у Альберта Бенуа, зарабатывая на жизнь и оплату уроков иллюстрированием детских книг. В первый раз художник рискнул выставить свои работы в 1889 году, под эффектным псевдонимом «Бакст» - от фамилии бабушки «Бакстер».

Русское (да и не только русское) искусство этого времени звучало, как речь строителей вавилонской башни: классический язык академистов перекрикивают поборники реализма, молодёжь увлекалась одновременно прихотливой линией Бердслея, цветовым буйством импрессионистов, символами мистиков. Лев Толстой клеймил за пошлость и отрыв от правды любого художника, что посмеет изображать «ангелов, демонов, лилии, дев с распущенными волосами…». Однако ангелы, демоны, лилии и девы – обязательные герои зарождающегося в Европе арт-нуво – зыбкого, эклектичного стиля, точно отражающего тревогу перелома века.
Италия, Германия, Франция – обязательные вехи для начинающего русского художника того времени. В 1893 году творческий поиск привел в Париж и Льва Бакста – отныне с этим городом неразрывно будет связана его судьба. Он учился в студии Жерома и «Академии Жюльена», жил продажей этюдов и восхищался импрессионистами и французскими романтиками – Жерико, а особенно - Делакруа. Бакста пленяли не масштабные полотна мэтра, а его лёгкие, живые акварели. Вслед за своим кумиром он даже предпринял поездку в Алжир.


"Молодой дагомеец" - вот, кстати, акварель совершенно в духе Делакруа

Шесть лет художник провёл между Петербургом и Парижем. В один из кратких наездов он познакомился с «Невскими пиквикианцами» - организованным Александром Бенуа кружком самообразования. В него входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев. Среди этой «молодой шпаны» Лев Бакст был не только самым старшим, но и единственным, имевшим художественное образование. Вскоре из «Невских пиквикианцев» выросло знаменитое художественное объединение «Мир искусств», а Бакст придумал марку с орлом, «царящим надменно, таинственно и одиноко на вершине снеговой" для одноимённого журнала. Европейский «новый стиль» обращался к лазури и золоту Египта, вытянутости и мистицизму готики, кружеву и кринолинам галантного века. Русский «арт-нуво» черпал вдохновение в зверином стиле скифов, в сказочном фольклоре, в богатырских былинах.






На первых выставках «Мира искусства» Бакст представлял пейзажи парижского времени и портреты друзей: художников Бенуа и Сомова, поэта Андрея Белого. Сам Белый так рассказывал о создании своего портрета: "Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала "Мир искусства" своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть".
Бакст быстро вошёл в моду как портретист, но большую славу создала ему журнальная графика – так узнаваем был его почерк, соединяющий лаконичность японской гравюры с изысканностью рисунков Обри Бердслея.
Известность принесла художнику выгодные предложения: великий князь Владимир пригласил его давать уроки рисования своим детям, в 1900 году Бакст пишет серию парадных женских портретов, а в 1902 году случается и царский заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже. В этом же году он создал скандально знаменитую картину "Ужин. Дама с апельсинами". Это полотно, решённое на контрасте чёрного и белого, изображающее молодую женщину в причудливой шляпке стиля арт-деко и платье, облегающем длинное ласочье тело, вызвало бурю отзывов – и негодующих и восторженных.




Портрет Зинаиды Гиппиус

Итак, в новый век Бакст, когда-то остро страдавший от «собственной неизвестности», вошёл признанным художником-универсалом, одинаково свободно владеющим цветом и линией, большими формами и миниатюрой, портретной живописью, книжной графикой, шрифтами. Вскоре все эти таланты он отдал своему основному призванию – театру.

Его первой театральной работой стало оформление небольшой пантомимы «Сердце маркизы» (1902 г.), за ними последовал балет «Фея кукол» (1903 г), большей частью успеха обязанный волшебству декораций и костюмов Бакста. За «Сердцем маркизы» и «Феей…», которые были задуманы как изящные игрушки, следовали декорации и костюмы к античным пьесам «Ипполит» и «Эдип в Колоне». Для этой работы Бакст изучал греческую скульптуру и вазопись.
Через несколько лет вместе с Валентином Серовым он совершит путешествие в Грецию и на Крит. Серов, «прикоснувшись к античности» создал знаменитое «Похищение Европы» и картину «Одиссей и Навсикая», наполненную движением и серебристым светом. Бакст – полотно "Древний ужас", с архаической Афродитой, улыбающейся, пока за её спиной рушится мир. Современник Бакста так говорил об этой картине: "Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил".




эскизы костюмов к "Федре"

Вскоре после возвращения из Греции Бакст расстался со своей женой - дочерью создателя знаменитой галереи П. М. Третьякова Любовью Гриценко. Чтобы получить согласие на брак с Любовью Павловной, художник отказался от иудаизма и принял крещение. После развода он вернулся в веру отцов – и, в соответствии с новым законом об иудеях в Российской Империи, немедленно был выслан из столицы (так же власти поступили и с Исааком Левитаном). У художника было достаточно высокопоставленных знакомых и друзей, чтобы получить разрешение вернуться, но он предпочёл Петербургу Париж.
Тогда же, в 1909-м, Сергей Дягилев представил Парижу свои «Русские сезоны». Первым спектаклем, который Бакст оформил для Дягилева, стал балет «Клеопатра». Его угловатую, словно египетские фрески, хореографию, придумал Андрей Фокин. Партию царицы танцевала Ида Рубинштейн. Невероятно эротичные костюмы и разноцветные парики, созданные для неё Бакстом, немедленно нашли отражение в парижской моде. «Шахерезада». «Карнавал», «Видение розы», «Нарцисс», «Синий бог», «Дафнис и Хлоя». «Послеполуденный отдых фавна» с Вацлавом Нижинским - каждая новая работа художника восхищала, поражала, очаровывала по-новому. Для Парижа Бакст стал самым французским из русских.

Один из костюмов для "Шахерезады"


- эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн









Поэт Максимилиан Волошин писал об этом так: "Насколько Бакст всегда казался одиноким и неуместным на русских выставках со своей чересчур изысканной элегантностью, откровенной чувственностью, смущающим глаз шиком, виртуозностью своего рисунка и фейерверком ослепительных узорчатых тканей, настолько он кажется здесь вполне у себя. Бакст... сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже - как в дамских платьях, так и на картинных выставках". Идеи бакстовских костюмов в «восточном», «индийском», «античном» стиле использовал Модный Дом «Пакэн» и модельер-новатор Поль Пуаре. Скорость, с которой женщины реагировали на каждую его фантазию, изумляла самого Бакста: «Парижанки так уж созданы, что все их поражающее на сцене находит себе живой отклик в моде. Только этим я могу объяснить, почему мои постановки так повлияли на постепенное преобразование женского костюма вплоть до цветных причесок». Благодаря моде, его имя известно и женщинам, ни разу не видевшим русский балет. Художница Дымшиц-Толстая, вернувшись из Парижа, вспоминала, как консьержка в её доме, показывая ей портрет Бакста в газете, сказала: «это человек, владеющий не только театром, но и всеми магазинами, потому что „они полны вещей а lа Бакст“».


Бакст, эскиз платья.


(платье а lа Бакст - Пуаре или Дом Пакетан)


Платье от Поля Пуаре

Покорив Францию, Бакст отправился завоёвывать Англию. С 1912 года его выставки регулярно проходили в Лондоне, в Обществе изящных искусств. Именно здесь, в июне или июле 1913 года состоялось знакомство художника Джеймсом де Ротшильдом. Джеймс, возглавлявший парижский филиал знаменитого банкирского дома, недавно женился, приобрёл особняк в Лондоне и искал художника, который смог бы расписать гостиную. Сюжетом для росписи Бакст выбрал сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Бакст дважды оформлял этот балет П.И. Чайковского – для Анны Павловой и для антрепризы Дягилева в Нью-Йорке, но панно дома Ротшильдов не перекликаются с декорациями и костюмами спектакля. Образцом для росписей художнику послужили работы мастеров Возрождения, в частности фрески Андреа Мантенья и ватиканская фреска Рафаэля «Месса в Больсене». Художник подарил героям Перро лица семьи Ротшильдов. В роли Прекрасного принца выступил сам заказчик, его юная супруга Дороти отказалась позировать для принцессы Авроры и стала одной из фрейлин. Художнику написал портреты отца, матери, брата, сестры Джеймса, его многочисленных кузенов и кузин, родителей Дороти и даже её собачки. Работу Бакста прервала Первая Мировая Война. Замок спящей красавицы был закончен только к 1922 году. Более полувека сказка предназначалась лишь узкому кругу зрителей. В 1988 году, по завещанию Дороти Ротшильд, панно были переданы в дар музею Тель-Авива, но сэр Джакоб Ротшильд выкупил картины у музея. Отныне вся серия панно «Спящая красавица» экспонируется в музее «Уодесдон. Коллекция Ротшильдов».


Портрет Дороти Ротшильд




(увы, крупных картинок я не нашла)

Лев Бакст умер в Париже 27 декабря 1924 года. Его картины рассеяны по музеям всего мира и лишь некоторая часть хранится в России - в Москве, в театральном музее им. А.А.Бахрушина, в Русском музее и в музее театрального искусства в Петербурге.

И немного картинок:


Портрет сына


эскиз костюма шаха




Святой Себастьян


Tags: искусство, статьи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →