_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:
Да, кстати, с прискорбием сообщаю о кончине журнала "Вечерний клуб". Жалко не до слёз, конечно, их из меня ещё вышиби, но жалко - где мне ещё позволят писать про тех, про кого хочу? Хотя статью про Стивена Кинга, гады, могли бы и мне предложить

Но с прошлом расставаться будем весело, поэтому выкладываю одну из последних статей, написанных для "ВК".
Итак - Альфонс Муха.


«Великий ремесленник модерна»

«Это - богатство, разбросанное полными горстями по сомнительной белизне стен наших улиц»
(журналист-современник о плакатах работы Альфонса Мухи)



Золотой карандаш серебряного века, Альфонс Мария Муха, родился 24 июля 1860 года в моравском городке Иванчице. Его отец – портной Ондржей — постарался всем своим детям дать хорошее образование. Альфонс был отдан в Славянскую гимназию в Брно, но удержаться там не сумел. Судя по архивным записям, младший Муха был школяром, «бесцеремонно лгущим и прогуливающим не только уроки, но и богослужения» и успевающим лишь в рисование и пение.
Не пришёлся он ко двору и в Пражской художественной академии – его работы, посланные отцом в приёмную комиссию, вернулись с припиской: «абсолютное отсутствие таланта».

Юноша трудился писарем в иванчицком суде, декоратором в венском «Ринг Театере» и «художником на все руки» - от миниатюр до малярных работ – в городке Микулове. Именно малярные работы принесли Мухе удачу – его постоянным заказчиком стал граф Куэн, восхищённый цветами и нимфами на стенах своих покоев. Возможно, Альфонс так бы и остался художником при провинциальном аристократе, если бы не заехавший в поместье венский живописец. После беседы со знатоком, граф решил стать меценатом. Его деньги позволили одарённому самоучке поступить на третий курс мюнхенской Академии художеств. Через два года Муха отправился «полировать» своё дарование в Париже.
Едва он успел снять мастерскую и обзавестись богемным плащом и широкополой шляпой, как граф прекратил выплату содержания.

Для человека, надеявшегося жить «чистым искусством» это могло стать серьёзным ударом. Для самоучки-универсала Мухи – разве что раздражающим препятствием. Он рисовал визитки и ресторанные меню, иллюстрировал газеты и журналы и, наконец, в 1894 году вытянул свой лотерейный билет - создание афиши для величайшей актрисы своего времени - Сары Бернар.
Для её «Жисмонды» были выбраны непривычные, чрезвычайно вытянутые пропорции. Героиня, увенчанная цветами, облачённая в златотканую мантию, напоминала ангела из витражного окна готического собора. Сходство с витражом подчёркивало сияние цвета, замкнутого в чёрный контур.



Актриса оценила плакат и заключила с художником договор на шесть лет. Он запечатлел Бернар – Медею, Бернар – Даму с камелиями, Бернар – Тоску и даже Бернар – Гамлета. Каждый раз Муха повторял приёмы, найденные для первого плаката – «готические» пропорции длинного листа, чёткий силуэт, обилие драпировок, витражная линия контура, контраст залитых чистым цветом больших плоскостей и изобилия изысканных мелких деталей.



портрет Сары Бернар









Муха изменил стиль театра «Ренессанс». И не только театра. На художника обрушилась лавина заказов. От него хотели портретов, росписей, эскизов ювелирных украшений и декоративных панно. В этот период он написал свои великолепные циклы «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды». Но самыми частыми клиентами Мухи стали промышленники.






С одинаковым совершенством художник рисовал рекламу вина, бисквитов, велосипедов и папиросной бумаги. Изобразительный ряд не отличается разнообразием: рекламируемый предмет – и красивая женщина. «La Femme Muchas» - роскошные, чувственные - красиво курили пахитоски в длинных мундштуках, красиво поднимали винные бокалы и пивные кружки, красиво облокачивались на велосипедный руль. Золотые кудри их свивались в кольца и переплетались с цветами и виноградными лозами.







Феномен абсолютной продажности этой «промграфики» легко объясним – при идеальном владении стилистикой Арт нуво, Мухе был совершенно несвойственен характерный для модерна надлом. Согласитесь – красота умирания допустима в театральном плакате, но не в рекламе пирожных. Его искусство подкупало полнокровием и почти раблезианской радостью жизни.





Большинство своих красавиц, с их венками, кудрями и богатыми драпировками, Муха писал с натуры или с фотографии. Сохранилось множество выполненных самим художником постановочных фото, как сейчас бы сказали, «в стиле мягкой эротики». В некоторых из своих моделей он был влюблён.



В любви художнику везло – белозубый, загорелый, он был картинно хорош. Широкий плащ и богемную шляпу сменил имидж «истинного славянина» - в косоворотке, подпоясанной вышитым кушаком. Вероятно, на фоне парижских символистов декоративный красавец Муха смотрелся как «Зевес» Волошин на фоне символистов русских.



Одна из них натурщиц – художница Мария Хитилова – стала его женой. Она была моложе мужа на 22 года, родила ему двух красавиц-дочерей и оставалась рядом «в радости и горе, здравии и болезни, богатстве и бедности».

В 1906 году Муха переехал в США. Америка встретила его афишами «В Соединенные Штаты приехал самый великий художник-декоратор всех времен!». Американские годы принесли ещё большую славу, множество заказов и… неуверенность в правильности выбранного пути.

Художником давно владела мысль создать цикл картин, рассказывающих об истории Родины. Впрочем, Муха не был бы Мухой, если бы не попытался хоть немного коммерциализировать и этот проект – заказать цикл «Славянская эпопея» он уговорил американского промышленника Чарльза Крейна.
На двадцать шесть монументальных полотен ушло почти восемнадцать лет. В 1928 году Муха подарил «Эпопею…» Праге, но она вызвала куда меньший интерес, чем созданные параллельно интерьеры «Муниципального дома» и нескольких отелей, эскизы витражей для собора св. Вита или образцы марок и первых банкнот независимой Чехословакии.



одна из работ "Славянской эпопеи"



фрагмент витража

Художник прожил длинную жизнь. Он увидел приход в искусство унылого функционализма и захват Праги немецкими войсками. Гитлеровская Германия к старому мастеру отнеслась куда более серьёзно, чем его соотечественники – за «славянский национализм» он был включён в список врагов рейха и несколько раз вызывался для допроса в гестапо.
Альфонс Муха умер 14 июля1939 года и был похоронен на национальном кладбище-пантеоне в Вышеграде.
Слава вернулась к художнику вместе с возвращением интереса к модерну. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях, плакаты и календари с красавицами Мухи сейчас популярны не менее, чем в Париже начала XX века.
Впрочем, чтобы приобщиться к творчеству мастера, достаточно просто зайти в любой винный магазин – быть не может, чтобы там не нашлось ни одной бутылки с этикеткой по эскизу Альфонса Мухи. Не зря он говорил: «…бедные тоже имеют право на красоту...»

И ещё картинок:



- вариант эскиза







Украшения по эскизам Альфонса Мухи:




 


Tags: искусство, статьи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →