_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Кранах:

Если кто-то ещё помнит о моём дипломе - новый кусок. На самом деле, он довольно старый - написан года два назад, но я решила включить его в главу о портретах почти без изменений. И (наконец-то) - есть иллюстрация. Так что, любопытные - марш под кат!

Она стоит у окна - изящная, туго затянутая в зеленое с кораллово-алой отделкой платье, являя собой своеобразный канон: канон моды, красоты, светскости.
На круглой, кошачьего очерка голове чудом держится огромная шляпа, обведенная алым кантом. Стекающие из-под нее мелко завитые длинные локоны обобщают линию головы и плеч. Схваченные вычурными прорезными рукавами руки сложены на выпуклом животе, замыкая тело в угловатую жесткую раму "запертую" сложным замком сплетенных пальцев.
Известный своей любовью к непредсказуемому членению изображения, мастер на этот раз превзошел самого себя, нарезая пространство самым неожиданным образом: в относительно спокойную треугольную композицию фигуры плавно и скользко врывается диагональ пейзажа, продолженная алыми полосами на рукаве; ее, в свою очередь, вспарывает узкий хищный очерк шляпы. Изгиб занавеса повторяют падающие на спину волосы; вверху эти линии перечеркивает кант шляпы, внизу - почти соединяет тяжелая золотая цепь, прячущаяся за корсажем. В этот неправильный ромб замкнуто лицо, одновременно узнаваемое и анонимное. «Овальное лицо, сильно заостряющееся к подбородку; слегка раскосые глаза; острый, довольно длинный нос и маленький рот с выпяченными губками» (с.) - вот черты, на которые можно «разъять музыку» этого образа, не погрешив против истины, но потеряв что-то неуловимое.
Гладкое, фарфоровое и бескостное; освещенное мягким, но сильным светом; поражающее своей странной неподвижностью, слегка асимметричное, улыбающееся без улыбки - оно меняет выражение как вода. Она не лукавая лисица - она созерцающая кошка, чьи длинные глаза исполнены благожелательной угрозы.
Потемневший лак, исказивший общий колорит, не пощадил и лицо, превратив обычные для женских образов Кранаха оттенки слоновой кости и роз, в желтизну пергамента. Приобретенная смуглость сообщает образу "Незнакомки" почти азиатскую бесстрастность и ее замечательно написанные глаза смотрят на зрителя словно сквозь узкие прорези шелковой маски.
Едва ли не больше, чем лицо говорят руки дамы: замкнутые, сомкнутые, обтянутые тончайшими перчатками с прорезями на сгибах, руки, демонстрирующие богатство своей хозяйки многочисленными кольцами. Маленькие, пухлые, короткопалые, они лишены кукольной беспомощности рук Мадонны и таят в себе мягкую хищность кошачьих лап.
Эрмитажная дама - не Саломея и не Юдифь, ее опасность не подчеркнута мертвой головой на блюде и обоюдоострым мечом, но скрытая угроза, "невидимый меч" прячутся в узком клине пейзажа и угловатом, алом на черном, очерке шляпы, остром зигзаге шнуровки, колючем крае отогнутого рукава.
Напряжение вносят и жесткая линия темно-медных волос, угловато обводящих бледный выпуклый лоб (правильность этой "рамы" нарушает лишь расчетливо-небрежная выбившаяся прядь), и плотно, слитно лежащие массивные цепи, отделяющие от плеч собственную голову героини и "разрезающие" ее прикрытую почти невидимой рубашкой грудь.
Она демонстрирует свое тело с обманчивой щедростью, но ее туго шнурованное платье лжет взгляду так же, как складки просторного плаща эрмитажной Марии.
Иллюзия вытянутости, тонкости, готичности Марии создана Кранахом мистификатором, строго дозирующим то, что позволено видеть зрителю. Он укрывает Марию темным плащом, сливающимся с фоном, прячущим плечи и грудь, и ее короткая шея приобретает благородные пропорции; он свешивает край плаща, и его изгиб притворяется линией узкого бедра; он смотрит снизу вверх на ее лицо, но сверху вниз на ее бедра, избавляя себя от необходимости показывать колени. Нет локтей, нет колен, нет низменной плоти - лишь нежные руки и целомудренно обнаженная шея:



Пышные плечи, неправдоподобная талия, округлая грудь дамы, как и узкокостная бесплотность Мадонны созданы обманчиво откровенной линией Кранаха, искажающей естественные сочленения "окутывающей измеримое пеленой таинственности"(с) или своей гибкой упругой силой придающей объемность плоскостности. (Так для оценки "реальности" тонкой талии дамы, зритель может выбирать любой из трех подсказанных мастером объемов: естественный, полурастворенный в тени; меньший, обведенный алой отделкой лифа или созданный яркой белой вставкой корсажа).
Этот яркий криволинейный конструктор, замкнутый в тонкие черные обводы швов, приобретает фантастическую декоративность от покрывающего его "узоречья": золотых горизонтальных нитей, пронизывающих алую парчу отделки и ее тонкого растительного орнамента; приглушенного мерцания рубашки в прорезях темно-зеленого бархата рукавов, четкого и жесткого рисунка цепей, колец и ожерелья.
Все это великолепие создано с помощью техники скорее гравюрной, нежели живописной. Цветные штрихи - широкие на тканях, невесомо-тонкие на волосах и нитях, бритвенно-острые на металле положены поверх обобщенно круглящихся объемов подобно артистической гравировке мастера на бронзовой скульптуре, отлитой подмастерьями.
Броское, контрастное, почти лубочное в своей декоративности решение одежды и украшений оттеняет невесомую лепку груди и лица, где обычная для художников (Альтдорфер, Бальдунг Грин, Дюрер) контурность допущена лишь в очерке ноздрей, разрезе рта и линии подбородка. Минимальные градации тона, отсутствие темноты даже в глазных впадинах и ярких бликов даже на выпуклостях, прозрачность теней и мягкость рефлексов - узнаваемые особенности стиля зрелого Кранаха.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments