_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

про неправильных лошадок

Вдохновлённая выставкой "Лошадка за роялем", и дискуссией вокруг "плохих" способов лошадь изображать, я обещала немножко рассказать про "неправильных лошадок" в искусстве. Как, помните, в фильме "Обыкновенный фашизм" головы циркулем замеряют: "это правильный, арийский череп, а это плохой, неправильный".
Так что берём циркуль - и поехали:

Для начала покажу немножко убедительно "правильных лошадок" - именно этих я выбрала потому, что мой оппонент взывала к теням Рафаэля, да Винчи, Микеланджело, Шишкина и Васнецова:

У Микеланджело с лошадками сложно, я взяла Леонардо. Ну, не ладили они при жизни, ну, хамил Микеланджело собрату по цеху - что ж теперь - лошадкой пренебречь?

Эскиз к несостоявшейся фреске.


И опять он - макет несостоявшегося памятника.
Вот на это Микеланджело оттанцевался по-полной: "Ты сделал макет и не смог отлить статую!"



Далее я не своевольничаю - Рафаэль и Васнецов.
Лошадка от Рафаэля:

Рафаэль Санти "Св.Георгий"

кхм... так как Рафаэль - должна быть правильная. Ну, корпус тяжеловат, ну, голова маловата, в конце концов, он не лошадками прославился.

У Шишкина с лошадками не очень - он больше по медведикам.

Зато Васнецов не подвёл - этих лошадок все знают, как родных:


Я бы, конечно, в список правильных лошадок добавила ещё дофига полотен английских живописцев средней руки, которые писали лошадей гораздо сильнее, чем тот же Рафаэль - потому что для Рафаэля лошадь - динамичной формы диван под святым Георгием, а для них - основная натура. Студию Грекова добавила бы - потом, правда, их картины нифига не вспомнишь, но когда смотришь - всё о-очень убедительно, Брюллова Карла добавила, да много кого ещё...

Но перейду уже к лошадкам "неправильным". Предупреждаю - список крайне беглый и неполный.

"Неправильная лошадка" в искусстве появилась несколько раньше правильной, ничего с этим не поделаешь.
Вот, сами судите, лошадка времён палеолита из пещеры Ласко (Франция), названной "Первобытной сикстинской капеллой"




И снова:



Как можете заметить, если за образец брать коней Леонардо - эта лошадка неправильная напрочь - тело чрезмерно мощное, ноги чрезмерно тонкие и короткие, головка ма-ахонькая...
Первобытных людей можно понять - о чём мечтали, то и воспели, учитывая что всадником первобытный человек ещё не стал, интерес к лошадкам у него был гастрономический и скорняцкий.

Лично для меня практически вся живопись пещеры Ласко - большая нежная любовь. Не только потому, что, несмотря на искажение пропорций эти звери невероятно живы, но и потому, что их создатели - мои братья по одержимости. Вот те самые балбесы, которым было мало поесть и поспать, которым зачем-то надо было тереть уголь и глину на крови и жире и пачкать всем этим стены.

Ещё первобытных лошадок:


Охота на лошадей


Поздний палеолит "Лошадь" - фигурка из бивня мамонта.

А вот эти ребята верховую езду уже освоили:

Африка, Эннеди, Чад.

А вот это уже относительно свежие:


"Всадник" с Кипра - примерно из 8 века до н.э. сейчас в Лувре.


Пара сильнодревнегреческих неправильных лошадок - точнее, "лошадка" и бой Геракла с кентавром:
здесь иное искажение - конструктивность, геометричность, тело - лишь перемычка, удерживающая мощные ноги.


Всадник из Дангир-Баба, первое тыс. до.н.э.


А это игрушки - кони-каталки, Египет, пятый век до н.э.

Про Египет бы стоило поговорить отдельно, потому что у него за всю длинную-длинную историю искусства "правильных" лошадок практически не случилось. На протяжении веков они оставались такими:




В мелкой пластике у наших предков с конским реализмом тоже было не айс, хотя изображали лошадей часто.
Немножко ювелирки:


Такое любили скифы "с раскосыми и жадными очами" - поясная пряжка, хищник поймал ага, лошадку. От анатомии далека, зато динамична и декоративна.


Ещё пряжка - Эрмитаж, Соглынская культура, пятый век до нашей эры.

Обратите внимание - мастерам часто приходится чем-то жертвовать: либо пропорции - либо динамика, либо правильно гнём суставы - либо хорошая линия. Не то чтобы у народа этого времени было так плохо с наблюдательностью и пониманием строения зверя, но за ними никто не бегал с криком "это не правильно!", и поэтому когда композиция диктовала слом пропорций - она их ломали и не парились.

Но и правильные лошадки в конце-концов образовались в достаточном количестве:


вот правильные лошадки с фриза Парфенона. Отличные лошадки.

А вот если посмотрите греческую вазопись того же времени - лошадки будут уже попроще. И не потому, что мастера вазописи хуже рисовали - это, кстати, адски сложно, когда у тебя так мало места, так сложна площадь и так ограничены изобразительные средства. Но древние греки уже вполне умели разделять, для чего абсолютно необходим суровый реализм, а где допустимы и одобряемы упрощение, стилизация и гротеск:



И, чего уж там - в этот период неправильные лошадки преобладают, потому что горшков, расписных ларей, ювелирки - одним словом, декоративно-прикладного искусства делают больше, чем "серьёзного". А значит, позволяют себе множество условностей. Кстати, отвлекаясь от лошадок, как по вашему - было бы лучше для искусства, если бы бычок в этой критской тавромахии был реалистичен, или и так хорошо?



Всё, отвлеклись от бычка, вот вам правильный коник уже из нашего тысячелетия:


памятник Марку Аврелию, второй век нашей эры.
Достижения античности ещё не протрачены, хороший, крепкий реализм - казалось бы, всё уже найдено.

Пока Рим не пал, быстренько сбегаем на Восток - вот вам через четыре века от Марка Аврелия корейская лошадка из Силлы:


Глиняный сосуд-всадник, шестой век.

(скачок назад в машине времени), а в Китае за восемь веков до этого умели так:


Имел ли право неведомый корейский мастер шестого века нашей эры свалять своего бегемотистообразного коня, когда соседи-китайцы восемь веков назад изваяли чистый полёт с верной анатомией?

Думаю, ему было пофиг, что там сделали китайцы восемь веков назад. В тот конкретный момент он слепил своего практичного (помним, это - ёмкость) тяжеловоза. И молодец, хорошо сделал, занятная штука, стильная. Мог ли он, при необходимости, сделать вполне реалистичного коня? Думаю, да. Но не это было целью.

А теперь вернёмся в Европу - с середины первого тысячелетия в европейском искусстве на некоторое время случилась пауза, потому что человечество как-то шибко активно воевало. Реализм при этом ухнул в пропасть, потому что когда активно воюешь - больше ломаешь, чем строишь, и свякие папирусы с промерами идеальной лошадки (и человека) профукиваешь на пару сотен лет. Опять же, храмы горят, статуи идут в переплавку...
Горшки, впрочем, лепить и раскрашивать не перестают. И одежду шить и вышивать. И украшения чеканить. И мебель резать. Так что лучше выжили навыки украшательства. Поэтому когда как-то незаметно подкрались средние века, и люди вспомнили много профуканных навыков - в частности начали активно рисовать, фигуры высекать, технику литья восстанавливать, витражи собирать - всё это искусство было очень сильно завязано на декоративность.
Причём, заметьте - мастера тогда были в массе своей универсальные - он и гравер, и ювелир, и миниатюрист, и живописец - поэтому владеет не только многими техниками, но и умеет прогибать стиль под задачу.
Благодаря этому изобразительная речь такая:

(рисунок из псалтири Лутрелла, 14 век)

И такая ( рукомойник, 13 век):

существовали, не мешая друг-другу.

И ещё рукомойник (Германия, 14 век)



Потом случилось Возрождение и Европа, не без помощи раскопок античных руин и переводов античных текстов вспомнила, как ваять коников в духе памятника Марку Аврелию.

А в России с античными руинами было плохо, светская живопись как-то почти не была, поэтому наши иконные коники долгое время оставались не особенно реалистичными. Такими, к примеру:

Это, как вы сами понимаете, опять св. Георгий


И ещё один - скульптура из вологодского музея.

Кстати, лошади в современной русской иконописи и сейчас близки к этому канону - тонкие, лёгкие ноги, лебединая шея, маленькая щучья голова и гладкое массивное тело.

Вас раздражает? Меня - нет. И у вас и у меня эта картинка чётко вешается в голове на нужный гвоздик - икона-стилизация-допустимо.

Ну или ещё целый список того, что спокойно развешано в нашем понимании искусства по гвоздикам и не бесит:

вышивка, к примеру:


игрушки:

русская резная игрушка, конец 19 века



роспись всякая:


А теперь представьте любую такую лошадку под всадницей Брюллова, скажем. Разрыв шаблона, и с гвоздика всё попадало.

Окончательно уронить всё с гвоздика, и сгубить правильную лошадку решили художники в начале двадцатого века. И не только лошадку, кстати.
Почему им приспичило сделать это именно тогда?
Как это было в "Али Бабе"? - "настал момент такой".

Рубеж веков, творческий народ подрос молодой и наглый, для посмотреть и потрогать наконец-то доступны все пласты культуры - хочешь к Ренессансу, хочешь - к иконам, хочешь - к античности, хочешь - к восточным арабескам. То есть тебе показывают всё разнообразие мира, но плести ты отчего-то должен лапти по образцу папиных. Возможно, что плетёшь ты их шикарно - Пикассо говорил - "в 14 я рисовал, как Рафаэль" - и я ему почти верю. Приврал, конечно, но чуть.
Просто ему уже не хотелось, ни как его папа, ни даже как Рафаэль. Пришлось придумывать, как Пикассо.

Но возвращаясь к лошадке:

Вот так её губил в 20 веке Филонов:



А вот так - Франц Марк, написавший множество лошадей:

"Спяшие лошади" (ок. 1913 года)


и его же "Рождение лошади"

А прежде, чем создавать своих неправильных лошадей, он долго учился рисовать их так, к примеру:


Эту лошадку, я думаю, подписывать не надо?


Ну и Пикассо:

Без него нельзя, так что лошадь в Гернике.

И Дон Кихот на Росинанте:



И Дали - где лошадь, лев, спящая женщина.

Губили несчастное животное вплоть до конца двадцатого века - и до чего только не догубились. Вот до такого, к примеру:


Здислав Бексинский

Или такого:

Деревянные скульптуры Хезер Янч (Heather Jansch)

А потом, конечно, маятник качается в другую сторону, и душа тех, кто переел внезапно разрешённой свободы, требует простого гладенького реализма. Можно с перламутровой пудрой. Лошадке можно добавить изящний витой рог - в средние века единорог, правда, был козликом, но лошадка милее:


И вполне имеет право на существование. Я (как меркантильное кю) могу рисовать и такую лошадку. Если платят. И не вытошнит.

Но для себя, имея свободных денег, я бы купила вот эту, к примеру:

Асения Лапина
Потому что она у меня (делаю серьёзное лицо) вызывает эмоциональный отклик.


Ну и ещё пара лошадок - это дети, и они разные. Это, я думаю, правильная, сама примерно таких когда-то рисовала:

Чернова Аня, сколько лет не нашла

А это, будем считать, неправильная:

Троянский конь, Герасимова Елена, 10 лет.

Хотя мне, если честно, интереснее девочка, нарисовавшая троянского коня, чем "простолошадку". Но на вкус и цвет.

PS А если кто хочет спросить: Ксана, а сама-то ты грамотно лошадок рисовать умеешь? - могу поклясться на чём-нибудь для меня святом - на Великолепном часослове герцога Беррийского, к примеру, или на банке титановых поликолоровских белил: - Умею. Вот реалистично - умею. А безумно - увы, нет.


PPS В комментах начали собираться неправильные лошадки. И это правильно - из них и других-прочих собрала небольшой прицеп к этому посту. Но там только картинки с минимумом пояснений:

http://users.livejournal.com/_ksa/788323.html?view=comments
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 125 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →