_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет (oxanasan) wrote,
_ksa - мать-настоятельница обители Санблюкет
oxanasan

Category:

Фрагонар (девятая часть)

Ещё чрезвычайно в это время ценятся сцены сытенького такого, стабильного буржуазного быта – чтобы семья, дети и умиление.
В таких картинах, кстати, весьма неплоха была Маргарита Жерар.
Для разнообразия, покажу, как писала она:

Про многие из её картин до сих пор осторожно пишут "совместно с Фрагонаром".


Фрагонару тогда тоже явно хочется сытого и уютного быта. Он много пишет своих детей, особенно дочь:

Розалия - "Девушка с сурком"
(предваряя вопросы - барышня умрёт в восемнадцать лет)

А параллельно в моде бурнокипящая патетика с античным уклоном. Когда-то Фрагонар её здорово мог, даже в Лувр на этом въехал, но гнуться с годами всё сложнее.
Хотя "Источник любви" удался вполне в духе времени - с предчувствием бури, неудержимым порывом и чеканными, как с камеи, профилями:


За год до революции в продаже появились гравюры с "Поцелуя украдкой" - одной из самых знаменитых сейчас картин Фрагонара:


Конечно, Эрмитажу здорово повезло, что "Поцелуй украдкой" у нас. В юности я эту картину очень любила за отработанность деталей и офигенную передачу фактур - "а платье-то, а шарф-то а?" Потом посмотрела вживую много голландцев и поостыла - ну, фактура, что-что, а фактуру они все умели делать, а Фрагонар был силён именно тем, что не выхолащивал свою живопись чрезмерной вылизанностью.
Но зачем он это делает вполне понятно - время изменилось уже совсем круто, а героику с патетикой в духе "Клятвы Горациев" валять можно или на искреннем энтузиазме, или на молодом задоре, или на цинизме. Цинизма у Фрагонара явно было недостаточно. Поэтому он брал тем, что ценилось всегда - филигранной техникой.
Tags: искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments